Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
вспомнить его имени, также и в иных источниках не удалось найти упоминаний о нем: Священник жил в Дворниковом доме рядом с нами. Дворниковы жили в старом доме. Детей крестили в Карташевском доме. <... > К нему < к священнику - Я. О. > домой не ходили. Вечером, когда стемнеет, приходил батюшка в гражданском, потом переодевался [Воспоминания Тарасовой Р. А.]. Особо интересен тот факт, что мы имеем несколько описаний этого священника и его семьи, но его дальнейшая судьба и место проживания в Кандалакше во многих трактовках разнятся. Неопределенность сведений, различие биографических версий, а также тот факт, что данный священник не имел официального прихода, сделали из него полумифическую фигуру. К его образу начали добавляться характерные традиционные черты: Бывало идем, увидит ромашку, подойдет: - Это же лекарство, ангина ши чего [Воспоминания Тарасовой Р. А.]. Мотив собраний для молитв в частных домах или других местах часто встречается в рассказах, относящихся к советскому периоду, но гораздо реже упоминается конкретное место таких собраний. Однако в памяти некоторых жителей Кандалакши подобное место сохранилось: В том месте, где старый мост через Ниву был, на горе был дом. Старушка жила, по виду она была из монастыря. У нее было много икон, лампадки. Мама меня туда водила молиться [Воспоминания Наумовой М. Б.]. Кроме сакральных мест, возникших в отсутствие церквей, в воспоминаниях жителей присутствуют и люди, формально не имеющие духовного образования, но, в некотором роде, заменяющие священнослужителей. Отмечается даже проведение таинств, таких как крещение, без присутствия священника: Варвара Карпова проживала в Кандалакше в 1950-х годах. Была глухая. Она крестила людей на дому, так как церкви уже не было [Воспоминания Алексеевой Л. М.]. Существование подобных неформальных религиозных лидеров, появлявшихся в период советской власти, рассматривалось, в частности, в работах Е. Е. Левкиевской [Левкиевская, 2015]. Активная религиозная позиция упомянутой Варвары Карповой находит свое отражение и в архивных источниках, которые ранее уже рассматривались О. В. Грашевской при изучении религиозной обстановки в Кандалакшском районе в советский период [Грашевская, 2007]. В одном из документов находим такое свидетельство: Мать коммуниста тов. Карпова ходит по городу, вербует верующих и распространяет религиозный туман среди населения [ГАМО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 306. Л. 121]. В рассказах жителей часто встречаются упоминания об иконах в домах. Во многом это связано с тем, что ко времени переоборудования церквей значительная часть церковной утвари была вынесена местными жителями и тем самым фактически спасена от уничтожения во время закрытия В 1950-х годах на Нижней Кандалакше во многих домах были иконы. <... > Никто не говорил, чтобы иконы убирали. Никто не притеснял, за то, что иконы находились дома. Гонений за иконы не было [Воспоминания Белошицкой (Жидких) Г. Ф.]. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz