Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Богородицы, а в церкве образы и книги да колокол один строение царя и великого князя, а три колокола поставил строитель того же монастыря» [Ушаков, 1995: 118]. История Кандалакшского монастыря связана с многочисленными разорениями и пожарами, которые во многом привели к его окончательному закрытию в середине XVIII века [Никонов, 2011]. К началу XX в. в Кандалакше имелось две действующие церкви: церковь Иоанна Предтечи, возведение которой относится к периоду с 1786 по 1801 гг., и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1865 году на месте разрушенной в ходе англо-французского десанта во времена Крымской войны [ГАМО. Ф. 20-и. On. 1. Д. 121. Л. 9]. Удивительно, но в первые десятилетия советской эпохи обе церкви продолжали функционировать. И лишь в 1940 г. решением исполкома Мурманского совета депутатов трудящихся обе церкви были закрыты: Учитывая ходатайство большинства населения села Кандалакши - церкви закрыть, с использованием церквей на большой стороне <Иоанна Предтечи Я. О. > - под стационарный кинотеатр, а на малой стороне <Рождества Богородицы Я. О. > - под районный клуб [ГАМО в г. Кировске. Ф. 146. Оп. 2. Д. 89. Л. 315]. Однако сам факт передачи церквей под места общественного пользования говорит о хорошей сохранности помещений церквей. В связи с этим из немногочисленных документальных источников 1920-х - 1930-х гг. следует отметить несколько грамот архиепископа Архангельской и Холмогорской епархии, отмечающих заслуги ряда жителей Кандалакши в сохранении и поддержании хорошего состояния храмов села. [ГАМО. Ф. и-20. On. 1. Д. 117. Л. 50а]. Факт хорошего состояния церквей Кандалакши и следы регулярного ремонта отмечаются в ежегоднике Карельского государственного музея за 1928 г. [Карелия: Ежегодник Карельского государственного музея за 1928 г., 1930]. Но после закрытия церкви постигла печальная судьба. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была снесена в 1942 г., предположительно ввиду того, что являлась ориентиром для немецких бомбардировщиков. Церковь Иоанна Предтечи, ставшая кинотеатром, впоследствии была передана Кандалакшскому заповеднику, а после пожара была окончательно разобрана. Период с конца 1930-х - начала 1940-х гг. открывается нам не только в документальных источниках, но и в воспоминаниях старожилов г. Кандалакша. Следует отдельно поблагодарить Коневу Валентину Ивановну, чей личный архив содержит помимо архивных документов также и записанные тексты интервью с жителями Кандалакши, многие из которых были свидетелями закрытия церквей и их дальнейшей судьбы. Приведенные ниже фрагменты воспоминаний записаны самой В. И. Коневой со слов жителей в период с 2004 по 2008 гг. Большой интерес представляют воспоминания старожилов, заставших старые церкви не только целыми, но и функционирующими: Церковь у нас была, как чайка над водой, красивая. Сколько в ней было книг, икон до потолка, оклады на них как золотые [Воспоминания Фоминой С. Н.]. Ценным источником является копия записанной в 1972 г. аудиозаписи интервью (хранящейся в Кандалакшском городском музее) с бывшим председателем Кандалакшского сельского совета Арефьевым М. В., который являлся не только участником работы по закрытию церквей, но и свидетелем ареста последнего священника церкви Иоанна Предтечи Миролюбова Ф. М.: 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz