Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

то. Зачем превращать природу в храм, я этого не понимаю. Там за «Атлетом» <зданием спортивного комплекса - А. Д > , наверное, была бы уместна менее помпезная церковь (Инф. 10). Радикальная позиция в отношении строительства и установки культовых сооружений может находить выражение в решительных действиях: К примеру, у меня есть знакомые, я не буду говорить кто <говорит тише>. Они ведут борьбу с крестами. Они сбивают эти кресты, которые повадились устанавливать везде, где не надо (Инф. 11). Информанты, включенные в жизнь церкви, положительно расценивают постройку церквей за пределами городского пространства. Они обосновывают это тем, что вся территория Кольского полуострова нуждается в одухотворении. Однако для внегородской территории более целесообразной видится установка небольшой культовой постройки: часовни или поклонного креста, означающей «освященность» данного места. Судя по высказываниям невоцерковленных верующих информантов, разграничиваются понятия «храм для души» и «храм для надобности». Одно из различий касается собственно места расположения культового здания. С одной стороны, место храма в городе должно быть близко, доступно, удобно. Желательно, чтобы он находился там, куда всегда можно попасть, «забежать, проходя мимо». Как показало ранее проведенное исследование [Давыдова, 2012], оценка религиозных практик с точки зрения физического «удобства», «комфортности» является показателем того, что телесный комфорт занимает высокие позиции в иерархии ценностей современного человека. Для посетителей церкви, особенно молодежи, важно удобство помещения и его расположение, отсутствие физических ограничений. Существенна индивидуальная свобода общения с Богом. Именно последнее обстоятельство оказывается наиболее привлекательным в «западной» церкви, то есть в том, что под этим понимается массовым сознанием. С другой стороны, храм и его место в городском пространстве не должны сочетаться с мирской суетой, они должны быть «обособлены». Церковь становится «своей», местом, куда человек ходит постоянно, если она обладает рядом характеристик, удовлетворяющих представлениям горожан о ней. Часто самой любимой и «настоящей» церковью признается та, которая находится на родине информанта: А вот единственная церковь в центре городе это где меня крестили, у нас она так расположена интересно <... > вот эта наша центральная городская церковь, она во все времена она выстояла, и во все времена ремонтировали. Купола красота такая, они всегда яркие, издалека видны. Сама говорят белокаменная, вот это про нее. Она красавица. Очень красивая, вот это про нее. Очень красивая. Вот у нее такие решетки. Ну, все решетки такие, убранство очень хорошее. Иконы очень хорошие, старинные. Есть и современные, но в основном все старинные. Я вот там была, на праздник там была и конечно просто душа радуется <...>. Ну можно сказать, что любимая, может потому что я ничего лучшего не видела. Вот. Но для меня, я вот настолько довольна, я вот даже говорю, что даже там, на исповеди была, потому что меня в ней крестили (Инф. 5). 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz