Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Там-то уже деревянная не так смотрелась бы. Хотя. Там, конечно церковь такая крупная. Все зависит от пейзажной обстановки, от ландшафтной (Инф. 8). Упомянутая «однотипность» очень часто встречается в качестве характеристики церковных строений Мурманской области и, как правило, оценивается отрицательно: Мне не понравилось, что такой же похожий монастырь есть где- то еще. Что по типовым проектам строили. Как раньше хоть. И, кстати, наша по-моему, эта, мне рассказывали. То ли та которая. Ой! На Солнечной. По типовому проекту точно такая же есть в городе Полярный. Ну как можно церкви строить по типовому проекту? Как хрущевки? Ну, нельзя! Церкви - это дело индивидуальное. Не бывает двух одинаковых людей, почему должны быть две одинаковые церкви? Две одинаковые души? (Инф. 9). Для информанта церковное здание - сакральный объект высшей категории, не только сопоставимый по значимости с душой, но и наделяемый свойством уникальности, тогда как дома-«хрущевки» оказываются идеальным представителем типичного. Наши материалы подтверждают, что храмы в представлениях северян относятся к объектам с самым высоким статусом, что вполне закономерно для восприятия культовых строений, особенно при стратификации объектов, находящихся в городском пространстве [Тыхеева, 2007]. Данные объекты должны, с одной стороны, соответствовать прецедентным, культурно маркированным церковным постройкам, с другой стороны, придавать городу неповторимость: У нас церковь выглядит не так, чтобы, не так, чтобы. Вот Кижи. Как считается, что этот Нестор выкинул этот топор в воду - это да! Они заслужили это временем. Это да! Почему, то есть, вот поставить, поставь на магнитик Апатитский вокзал, что его из многих увидишь? А петрозаводский вокзал узнаешь из многих. Я за то, чтобы у каждого города были свои <...> ну что какую-то историю выработать и надо не портить город вот этими непонятными типовыми проектами (Инф. 9). Типовые проекты, по мнению многих информантов, «портят» облик города, лишают его и церковь уникальности, не способствуют его позитивному восприятию. Типовое в данном случае становится синонимом плохого, неприемлемого. Постройка храма и других культовых сооружений вне городского пространства в ряде случаев негативно воспринимается информантами с атеистическими взглядами, а также частью невоцерковленных верующих. То, что может быть построено в городе и является органичным и «нормативным» для городского культурного ландшафта, не должно быть вынесено на природу: Меня дико удивляет, поражает стремление отдельных наших личностей ставить кресты на горах. Я просто, я не понимаю. Наверное, они тут пытаются что-то окрестить, освятить. Но мне это дико не нравится. Во-первых, это нарушает самобытность природную. Ну и потом, это зачем? Давайте сюда придут мусульмане что-то свое поставят. Потом еще там кто- 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz