Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Индустриальные мотивы в урбанистическом пейзаже Комшилова крайне редки: строящиеся здания, техника присутствуют в единичных этюдах, посвященных восстановительным послевоенным работам (рис.24). Хотя панорамы Мурманского порта на заднем плане встречаются чаще (рис.25). Художник обращает внимание и на общие культурные пространства. В коллекции представлены виды из «садиков», как сам он их называет (рис.26, 27). Мурманск. Вид на порт. Рис.24. Комшилов Я. А. Мурманск. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН Дом культуры. 1950. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 197 Рис.26. Комшилов Я. А. Мурманск. В садике Дома Пионеров. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. 12 июля 1960. НВФ 218 Рис.27. Комшилов Я. А. Мурманск. Садик С.М. Кирова. Июль 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 220 Попав под обаяние «сурового стиля», Комшилов еще более минимизирует художественные приемы и в 1962 г. создает серию графических работ, где, с одной стороны, не конкретизируя архитектуру, он изображает город обезличенным стандартной архитектурой того времени (рис.28, 29), а с другой стороны, географический ландшафт и авторские комментарии к рисункам персонализируют город-объект (рис.30, 31). Рис.25. Комшилов Я. А. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz