Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
человека. В работах Комшилова представлены все направления городского пейзажа, без акцента на памятниках архитектуры. Художник добивается эстетического эффекта из противопоставления старого исторического и нового урбанистического, городского и природного, из описания этапов существования города. Чаще всего он композиционно организует пространство в своих работах таким образом, что старый деревянный Мурманск оказывается на переднем плане, а новый каменный Мурманск виден в далекой перспективе, перекрывающим горизонт. Рис. 16. Комшилов Я. А. Мурманск. Тихий день. 1948. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 280 Рис. 17. Комшилов Я. А. Мурманск. 1950-е гг. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 269 Рис. 18. Комшилов Я. А. Мурманск. Рис. 19. Комшилов Я. А. Мурманск. Тихий день. 1948. Музей-Архив ЦГП Двор дома № 11 Ленинградской ул. КНЦ РАН 1948. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 282 В действительности, в 1920-е гг. Мурманск застраивался хаотично - в основном возводились фанерные и дощатые бараки. Сказывалось отсутствие генплана строительства города. Его разработка и утверждение затянулись до 1940 г., когда план реконструкции прошел все инстанции. Но осуществить его помешала Великая Отечественная война. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz