Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Рис. 12. Комшилов Я. А. Весна в Мурманске. Пр. Ленина. 1928. Рис. 13. Комшилов Я. А. Мурманск, пр. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Сталина. 1936. НВф 204 Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 199 Военный период представлен работами 1941-1943 гг. Большая часть акварелей написана в 1948 г., а графики - в 1962 г. Художник остается верным реалистичной манере письма на протяжении всей своей творческой жизни, предвосхищая в своих работах появление в 1960-е гг. так называемого «сурового стиля», в котором живописцы воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения при этом были обобщены и лаконичны. Основой выразительности служили большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Именно этими художественными приемами пользовался Я. А. Комшилов при создании этюдов, набросков и рисунков, которые составляют коллекцию урбанистического пейзажа Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН. Рис. 14. Комшилов Я. А. Мурманск. Двор Рис. 15. Комшилов Я. А. дома № 11 Ленинградской ул. 8 июля 1936. Мурманск, пр. Ленина. 1950. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 236 Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 253 В XX веке развитие искусства СССР характеризовалось становлением художественной культуры крупных российских городов, и существовавшая типология пейзажа обогатилась развитием городского пейзажа, имевшего четыре основных направления. Первое представляет город как урбанистическую, индустриальную среду; второе трактует город как историко- культурную единицу, третье - акцентирует свое внимание на памятниках архитектуры, четвертое направление представляет город как сферу жизни 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz