Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Севера ЦГП КНЦ РАН. Живописные и графические работы рассматриваются как источник для исследований в различных гуманитарных областях, в том числе для социально-антропологических исследований г. Мурманска. Ключевые слова: Я. А. Комшилов, г. Мурманск, урбанистический пейзаж, социокультурный портрет города, Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. О. V. Shabalina JA. A. KOMSHILOV’S URBAN LANDSCAPE: TOUCHES TO THE HISTORICAL SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF MURMANSK TOWN Abstract In the material the collection of Ja.A. Komshilov’s urban landscapes of Murmansk from the funds of the Museum-Archive of the European North Investigation and Exploration History of the Barents Centre of Humanities of the KSC RAS is presented. Paintings and drawings are considered as a source for research in various fields of the humanities, including the socio-anthropological studies of Murmansk. Key words: Ja.A. Komshilov, Murmansk town, urban landscape, socio-cultural portrait of the town, Museum-Archive of the European North Investigation and Exploration History of the BCH of the KSC RAS. В последнее десятилетие на основе разработанных типовых методик в рамках различных проектов, в том числе проекта «Социокультурная эволюция России и ее регионов», проводилось описание социальных процессов и отношений, их динамика в различных регионах России. Результатом явились социокультурные портреты малых городов, провинции, целых регионов России. Эмпирической базой исследований стали статистические данные, а также данные, полученные с применением социально-антропологических методов. Понятие портрета сейчас активно используется не только в изобразительном искусстве и литературе, но и в различных отраслях науки. Так как для портретного сходства непременным условием является соответствие оригиналу, то отражение объективной реальности в нем происходит при целостном рассмотрении портретируемого объекта. Интерпретация исторического в аспекте ретроспекции социокультурного портрета города Мурманска основывается на хорошо разработанных в науке концептах: урбанистический пейзаж, городской ландшафт, городской текст (Ю. Лотман, В. Топоров, В. Руднев, Б. Успенский [Лотман, 2002; Топоров, 1983: 227-284; Руднев, 1996, 1997; Успенский, 1995]). Городской текст включает в себя урбанистический (городской) пейзаж, как визуализированный результат человеческого восприятия города (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр [Гуссерль, 2009; Мерло-Понти, 1999; Сартр, 2001]). Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН обладает интересной коллекцией живописных и графических пейзажей г. Мурманска, выполненных в 1920-1960-е гг. Яковом Алексеевичем Комшиловым (рис.1, 2). Существование этих визуальных источников подтверждает тезис о том, что социокультурный портрет города - это динамическая система, предлагая для анализа «городской текст», фиксирующий портретные изменения, происходящие под натиском цивилизации, и, собственно, личность визуализатора этих изменений, создающего субъективную реальность. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz