Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
5. Предложенные варианты реализуются в случае сохранения монархии. Если же строй меняется, то мы наблюдаем другой вариант - промежуточные события меняются, итог остается реалистичным, а современность выполняет компенсаторную функцию. Например: отделение Мурманской области от СССР (область имеет право на суверенитет) - советско- финская война (в результате - потеря региона) - возврат Мурманской области в состав СССР - победа в Великой отечественной войне (необходимость быть участником Великой Победы). Далее - распад государства, который и происходит, естественно, в 1991 г. (рис.24). Таким образом, не меняя итоговый результат, школьники подтверждают, что «все альтернативные построения носят характер "подгонки под ответ”» и «реальность “ текущ ей и стории ” задана априори» [Бочаров, 2005: 235]. Рис.24. Презентационный проект «Романов-на-Мурмане - 2016» Если мы вернемся к проектам, которые предлагают развитие истории при сохранении монархии, то мы обнаруживаем, что в разные периоды времени Российская империя достигает кульминации в развитии. Расцвет империи происходит или в 100-летие, то есть в 2016 г., или в первой половине XX в. Часть проектов ориентирована на повышение культурного уровня области. Культура и наука являются сферами, развитие которых, в представлениях школьников, не должно кардинально менять историю, в отличие от сферы производства. 1930-1940-е гг. - период создания научных 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz