Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Рис. 11. Фрагмент проекта. «Романову на Мурмане царскую власть» Сохранение политического строя школьники сопровождают символами власти. Этими символами становятся корона или «царская шапка» (рис. 12-18). Количество представленных событий было определено заданием: не менее 5 и не более 10. В презентациях, как правило, отражено 9 событий, которые связаны со сферами жизни любого города. Они относятся к политике, культуре, спорту, производству. Событийность выстраивается в определенной последовательности. Напомним, сохранение политического строя, укрепление монархии приводят к изменению истории Кольского края. С одной стороны, если происходит укрепление власти, то этот факт является помехой для решения некоторых проблем. То есть проблемы, в конечном счете, решаются, но на это уходит больше времени, больше тратится сил. Например, в войне с Германией страна по-прежнему остается страной-победительницей, но с большими потерями, чем в СССР. С другой стороны, именно сохранение монархии создает свободу самоопределения населению территории, в частности, коренному населению (саамам) и их ближайшим соседям (финнам). Школьники предлагают альтернативные сценарии истории, в которых используются и «пространственно-временное перемещение личности», и «приписывание "старой” личности каких-либо иных, ирреальных действий», и «изменение итога (исхода) реального события», и «удаление события». Такие способы представления В. А. Нехамкин называет «персоналистским» и «событийным» уровнями контрфактических исторических исследований [Нехамкин, 2011: 108-109]. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz