Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Однако большинство из только что описанных тенденций развития городов уже взяты на основе изучения современных процессов, и автор не слишком даже увлекся новизной, а просто-напросто экстраполировал в будущее процессы, которые представляются наиболее прогрессивными (если брать за основу критериев прогресса степень развитости у людей не только инструментального, а ещё и миметического разума). При этом современный капитализм вроде бы пока не сдаёт свои позиции (хотя и вошёл в состояние глобального кризиса), в связи с чем Аксель Хоннет постоянно подчеркивает в своих выступлениях, что критики капитализма, предрекающие ему скорую гибель, недооценивают необыкновенную способность этого строя к трансформациям через реформы. Последнюю такую трансформацию капитализм испытал после крушения социалистической системы, когда он стал глобальным и основанным на доминировании транснациональных корпораций, причем повсеместно утвердилась неолиберальная идеология. В этой идеологии на первое место выдвигается идея индивидуальной свободы, которую необ­ ходимо всячески оберегать от неоправданного контроля и вмешательств со стороны обществ и государств. Поэтому западные общества пошли даже на частичный демонтаж системы социального государства и отказались от идеала всеобщего благосостояния. Вместо этого от членов западного общества стало всё больше требоваться гибкость, конкурентоспособность и развитие креативного потенциала, предполагающее сознательное нарушение привычных способов деятельности, вплоть до разрушения управленческих иерархий и создания так называемых «пустотелых компаний» (первыми перестроили свои организационные формы автомобильные заводы Баварии [Барков]). Как пишет декан социологического факультета Франкфуртского университета Зикхардт Неккель, неолиберальный капитализм всё больше востребует такие способы поведения и всё больше формирует такое мировоззрение, которые в прошлые эпохи показались бы вызывающими и дисфункциональными [Neckel, S. 197]. А Хоннет считает, что неолиберальный капитализм сумел институциализировать энергию студенческих протестов конца 60-х годов и превратить ее в ведущий фактор прогрессивного развития свободы. Наконец, уже отечественный ученый А. В. Бузгалин показал в своих трудах, что именно творческие сообщества, работающие на ТНК, становятся главными силами прогрессивной трансформации капитализма в иной общественный строй, который будет лежать уже по ту сторону «царства необходимости», как о том и мечтали социал-демократы XX в. Но стоит ли за всем этим более универсальное развитие человеческого разума или просто имеет место имитация творчества? Где лежит граница между виртуальными и реальными благами, между пустоцветами и цветками, из которых вырастет полноценный плод? Возможно, сегодня нет ничего более сложного и важного, чем ответить на эти вопросы. И надёжную дорогу для этого нам откроет диалектический метод, который сегодня как никогда может быть востребован. Именно такую глубоко продуманную диалектику проводит Неккель, когда пишет: «...типичным для настоящего времени всё больше выступает актёр, который как раз связывает друг с другом конформность и нонконформизм, идеологию и рефлексивность, “внешнее” и “внутренне”. Благодаря этому возникает концепция личности, которую можно назвать концепцией рефлексивного соучастника игры (reflexiven Mitspielers) в социаль­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz