Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.
Начнём, так сказать, с начала: а почему вообще существуют города, зачем они нужны? Согласно методологии Франкфуртской школы, самое главное - это развитие разумных способностей человеческого рода, коллективное образование человечества (во всех смыслах), а всё остальное - экономическая необходимость городов, функциональность разделения труда, политические и для России особенно - военные причины основания и развития городов - является всё-таки чем-то производным. Другими словами, насколько разумны люди, настолько совершенными (или же недоразвитыми) будут и их социальные структуры, и в данном случае - те, которые определяют городскую «цивилизацию» (последнее понятие мы употребляем в смысле синонима «образа жизни», «жизненной формы» и пр.). Но что это за форма разума, которой руководствуются люди, создавая городскую цивилизацию, живущую в условиях капиталистического общественного строя? Какая форма разума при этом ими задействуется и какая пренебрегается? Старшие теоретики Франкфуртской школы давно ответили на этот вопрос: это - инструментальный разум, т.е. разум, используемый как средство самосохранения человеческого рода путём покорения природного окружения и его преобразования в материал, из которого затем будут созданы какие-то продукты человеческой деятельности (а последние уже будут удовлетворять конкретные человеческие потребности). При этом надо обратить внимание на то, что под природой имеется в виду не только внешняя, но и внутренняя при рода, сам человек в совокупности всех своих биологических, социальных, разумных и, возможно, даже метафизических способностей. Итак, природа подвергается воздействию инструментов господства, в том числе и внутренняя, и в результате, усмирённая, таким образом ставится человеку на службу, что природные процессы как бы начинают двигаться по определённым каналам, на конце которых - нужный людям результат [Адорно, Хоркхаймер] (самый простой пример тут - электричество, которое для своего порождения требует усмиренной энергии рек и даже в Апатитах - атомных ядер уранового сырья Кольской АЭС, а также запертого в электрические сети компании «Колэнерго» электромагнитного поля). Если же мы обратимся к познавательным способностям человека, то в этой связи станет очевидным, что приоритетное значение инструментальный разум придаёт тем рассудочным структурам субъекта, которые связаны с опери рованием числами, а также с пространственными структурами, подразуме вающими разделение целого на части и сборку частей из элементов в новое целое (построенное теперь уже по механическим принципам). Другими словами, из знаменитой кантовской таблицы категорий рассудка главное внимание уделяется числовым отношениям и отношениям целого и части. Попутно становится понятным, что при безраздельном господстве инструментального разума на вершине социальной иерархии всегда будут люди с приоритетным развитием именно таких рассудочных способностей, а гуманитарии обречены прозябать в нищете, поскольку они не просто занимаются ненужной инструментальному разуму работой, но и даже осмеливаются вступить в борьбу с его изначальными интенциями, нацеленными на социальную инженерию, такое преобразование человеческой природы, чтобы она максимально соответствовала бы функциональным требованиям разделения труда, экономическим императивам меновой стоимости, политическим требованиям 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz