Труды КНЦ. 2016, № 3 (37). Гуманитарные исследования, вып. 9.

Начнём, так сказать, с начала: а почему вообще существуют города, зачем они нужны? Согласно методологии Франкфуртской школы, самое главное - это развитие разумных способностей человеческого рода, коллективное образование человечества (во всех смыслах), а всё остальное - экономическая необходимость городов, функциональность разделения труда, политические и для России особенно - военные причины основания и развития городов - является всё-таки чем-то производным. Другими словами, насколько разумны люди, настолько совершенными (или же недоразвитыми) будут и их социальные структуры, и в данном случае - те, которые определяют городскую «цивилизацию» (последнее понятие мы употребляем в смысле синонима «образа жизни», «жизненной формы» и пр.). Но что это за форма разума, которой руководствуются люди, создавая городскую цивилизацию, живущую в условиях капиталистического общественного строя? Какая форма разума при этом ими задействуется и какая пренебрегается? Старшие теоретики Франкфуртской школы давно ответили на этот вопрос: это - инструментальный разум, т.е. разум, используемый как средство самосохранения человеческого рода путём покорения природного окружения и его преобразования в материал, из которого затем будут созданы какие-то продукты человеческой деятельности (а последние уже будут удовлетворять конкретные человеческие потребности). При этом надо обратить внимание на то, что под природой имеется в виду не только внешняя, но и внутренняя при­ рода, сам человек в совокупности всех своих биологических, социальных, разумных и, возможно, даже метафизических способностей. Итак, природа подвергается воздействию инструментов господства, в том числе и внутренняя, и в результате, усмирённая, таким образом ставится человеку на службу, что природные процессы как бы начинают двигаться по определённым каналам, на конце которых - нужный людям результат [Адорно, Хоркхаймер] (самый простой пример тут - электричество, которое для своего порождения требует усмиренной энергии рек и даже в Апатитах - атомных ядер уранового сырья Кольской АЭС, а также запертого в электрические сети компании «Колэнерго» электромагнитного поля). Если же мы обратимся к познавательным способностям человека, то в этой связи станет очевидным, что приоритетное значение инструментальный разум придаёт тем рассудочным структурам субъекта, которые связаны с опери­ рованием числами, а также с пространственными структурами, подразуме­ вающими разделение целого на части и сборку частей из элементов в новое целое (построенное теперь уже по механическим принципам). Другими словами, из знаменитой кантовской таблицы категорий рассудка главное внимание уделяется числовым отношениям и отношениям целого и части. Попутно становится понятным, что при безраздельном господстве инструментального разума на вершине социальной иерархии всегда будут люди с приоритетным развитием именно таких рассудочных способностей, а гуманитарии обречены прозябать в нищете, поскольку они не просто занимаются ненужной инструментальному разуму работой, но и даже осмеливаются вступить в борьбу с его изначальными интенциями, нацеленными на социальную инженерию, такое преобразование человеческой природы, чтобы она максимально соответствовала бы функциональным требованиям разделения труда, экономическим императивам меновой стоимости, политическим требованиям 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz