Труды КНЦ вып.35 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 1/2016(35))
На рисунке 4 показана схема эксперимента. Высоковольтная линия класса напряжения 110 кВ проходит вблизи однопутного участка железной дороги Апатиты - Оленегорск, электрифицированного по системе переменного тока промышленной частоты 25 кВ. Электропитание участка двустороннее и производится от тяговых подстанций в гг. Апатиты и Оленегорск. Протяженность BJ1 составляет 19.7 км, ширина сближения в среднем порядка 1 км. BJ1 была заземлена на ст. Хибины, а измерения наведенного напряжения выполнялись на изолированном конце на ст. Имандра. Обратный тяговый ток в рельсах измерялся поясом Роговского в шине, соединяющей средние выводы дроссель-трансформаторов смежных рельсовых цепей. железная дорога датчик тока Апатиты / у Оленегорск 73 км Хпс ІІНЫ 1 1км андра ВЛ \ датчик напряжения 15 км 19.7 км J Рис. 4. Схема измерения взаимного влияния железной дороги и BJ1 На рисунке 5 показан пример синхронной регистрации тягового тока в рельсе и наведенного напряжения на BJ1 (точность синхронизации составляла около 1 с, поэтому разность фаз неизвестна и показана произвольно, что в данном случае не принципиально). Ток в рельсе - это лишь часть тока, создающего наведенное напряжение на смежных линиях. Другая часть тока возвращается от электровоза на тяговую подстанцию через землю. Доля тока, стекающего в землю, зависит от ряда параметров: сопротивления рельсов, переходного сопротивления рельсы - земля, качества и состояния электрических соединителей и т. п. Наведенное напряжение на проводах отключенной BJ1 зависит от распределения обратного тягового тока между рельсами и землей. В расчетах доля обратного тягового тока в рельсе принимается равной 40 %, в земле - 60 %, а формы долей тока считаются подобными. Рис. 5. Кривые тока в рельсе и наведенного напряжения 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz