Труды КНЦ вып.35 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 1/2016(35))

единицы энергии меньше стоимости приобретения дополнительной единицы энергии. Стоимость экономии единицы энергии зависит от первоначальных капитальных затрат, возможных дополнительных затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание для достижения экономии энергии и альтернативных возможностей инвестора, помимо повышения энергоэффективности (учитывается через ставку дисконтирования для инвестора). Инвестиционные проекты, связанные с энергосбережением, как правило, характеризуются более низкими показателями внутренней нормы доходности (ВИД, IRR), чем обычные коммерческие проекты, что обусловлено длительностью их осуществления и необходимостью сравнительно больших начальных расходов. В России на замещение экстенсивных (добыча первичных энергоресурсов, строительство новых генерирующих и сетевых мощностей) инвестиционных затрат меньшими по объёму интенсивными (модернизация, энергосбережение и повышение энергоэффективности), обеспечивающими адекватный прирост мощности, позволяет рассчитывать логика государственной энергетической политики, основанная на сочетании традиционной и модернизационной инвестиционных стратегий. Не все потребители энергоресурсов в России готовы выступать в качестве инвесторов энергосберегающих мероприятий, поскольку: во-первых, не желают устанавливать приборы учета ресурсопотребления (в ряде случаев оплата по нормативу выгоднее, не вполне отработаны вопросы поверки приборов учета и др.); во-вторых, просто не желают вкладывать свои деньги под будущую выгоду (выступать в качестве инвесторов); в-третьих, существующий принцип формирования тарифов естественных монополий, исходя из экономически обоснованных затрат (метод «затраты плюс»), снижает их заинтересованность в экономии, поскольку такая экономия приводит к ухудшению структуры себестоимости генерирующих компаний и, как следствие, к повышению тарифов. В некоторой степени острота этой проблемы в зоне хозяйственной деятельности генерирующей компании может демпфироваться синхронизацией двух процессов - энергосбережением и расширением круга потребителей энергии (эффект масштаба). Вместе с тем, например в Мурманской области, энергосистема создавалась с большим запасом мощности, с учетом перспектив развития региона, поэтому расширение круга потребителей возможно лишь в части реализации проектов, направленных на замену первичных энергоресурсов, например мазута, на уголь в теплоэнергетике, либо за счет экспорта электроэнергии. Отсюда следует, что основными выгодоприобретателями при реализации проектов энергосбережения в РФ являются государство и собственники генерирующих компаний при условии зачета их обязательств по договорам на предоставление мощности, прежде всего, за счет экономии первичных энергоресурсов, что позволяет, во-первых, увеличить долю экспорта последних, а во-вторых, уменьшить инвестиционные затраты на строительство новых объектов энергетики. Выводы Потенциальными выгодоприобретателями российского энергосбережения на мировом уровне можно считать страны - импортёры углеводородных энергоносителей (им выгодно высвобождение российского топливного сырья за счёт энергосбережения в России) и потребителей стран - инвесторов экономически целесообразных инвестиций в российское энергосбережение, 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz