Труды КНЦ вып.35 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 1/2016(35))

В мировом масштабе противоречия между выгодоприобретателями проявляются в виде отказа развивающихся стран присоединиться к Киотскому протоколу, чтобы не ограничивать свое развитие и не консервировать низкий уровень жизни своих граждан, а также проведения активной политики энергосбережения и перехода на ВИЭ странами - импортерами углеводородных энергоносителей, которые, собственно, и являются одними из основных бенефициаров энергосбережения в России. Китай, превратившись из экспортера в импортера нефти в условиях быстрого экономического роста, в своей энергетической стратегии стал уделять большое внимание развитию ВИЭ. Очевидны положительные эффекты от энергосбережения в России для развитых в технологическом отношении стран. Больший объём предложений углеводородов из России снижает цены и повышает энергетическую безопасность этих стран, а через кредитование стимулирует экспорт в Россию энергоэффективной продукции [7]. Россия для реализации программ сокращения выбросов парниковых газов может привлечь иностранные инвестиции, что может помочь финансированию проектов по повышению энергоэффективности и привести к созданию новых рабочих мест. Киотским протоколом предусмотрен специальный инструмент для такого рода инвестиций - так называемые проекты совместного осуществления (далее - ПСО). В рамках этих проектов компании одних индустриально развитых стран осуществляют инвестиции в программы по сокращению выбросов в других развитых странах, если там реализация подобных мер обходится дешевле. В 2008 г. было положено начало реализации этого механизма двумя контрактами по продаже единиц сокращений выбросов ОАО «ТГК-1», заключившей сделку стоимостью около 70 млн евро с энергоконцерном «Fortum». В результате сокращение выбросов в размере примерно 5 млн т С 0 2 поступило в зачет «Fortum». Этот объем сокращений позволил нашему скандинавскому соседу покрыть около половины его ежегодных выбросов С 02. Средства от продажи единиц сокращений выбросов ОАО «ТГК-1» направила на финансирование своей инвестиционной программы. При оценке технически эффективных мероприятий потенциальные инвесторы разделяют экономически целесообразные и финансово привлекательные мероприятия путем сравнения затрат и выгод от их реализации [8]. Инвестиции являются экономически целесообразными, если стоимость экономии единицы энергии (например 1кВт-ч) меньше, чем затраты государства или собственника генерирующей компании на строительство единицы новой генерирующей мощности (например 1 кВт) или чем величина упущенной выгоды для страны от экспорта единицы первичного ресурса. Экономически целесообразные инвестиции (рентабельные инвестиции) - это такие капиталовложения, которые приводят к экономии энергоресурсов и денежных средств в целом за срок жизни инвестиционного проекта, но экономия или доход от продажи высвобожденных ресурсов необязательно может быть получена каким-либо конкретным потребителем энергии или обеспечивать привлекательный уровень дохода для частного инвестора. Делать такие инвестиции стоит в интересах государства, но для индивидуальных инвесторов они не целесообразны. Причем в эту сферу разумно привлекать иностранные инвестиции, поскольку потребители стран-инвесторов являются потенциальными выгодоприобретателями высвобождающихся энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов (проекты совместного осуществления Киотского протокола). Инвестиции являются финансово привлекательными, если стоимость экономии 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz