Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

АСПИРАНТСКИЕ ТЕТРАДИ POSTGRADUATE NOTEBOOKS УДК 726:314.924(470.21) А.С. Давыдова, И.А. Разумова НОВЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ В ОЦЕНКАХ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ЖИТЕЛЕЙ КИРОВСКОГО И АПАТИТСКОГО РАЙОНОВ Аннотация В статье, основанной на материале полевых исследований, рассматриваются устные тексты, связанные с культовыми постройками (церквями, часовнями, крестами) на одной из территорий промышленного освоения Кольского полуострова. Особое внимание уделяется отношению жителей к православной часовне Феодорита Кольского, построенной в 2014 г. в виде саамской куваксы на острове Могильном (Апатитский район) и являющейся туристическим объектом. Ключевые слова: культовые постройки, храм, часовня, Экостровский пролив. A.S. Davydova, І.А. Razumova NEW CULT OBJECT IN THE EVALUATION AND INTERPRETATION OF KIROVSK AND ATATITY RESIDENTS OF AREAS Abstract The article, based on field research, discusses oral texts related to religious buildings (churches, chapels, crosses) in one of the areas of industrial development of the Kola Peninsula. Particular attention is paid with respect to the residents of the Orthodox chapel Theodoret of Kola. This chapel was built in the form of Sami kuvaksa in 2014 on the island of Mogilnyy (Apatity district) and is a tourist attraction. Key words: religious buildings, church, chapel, Ekostrovsky strait. После создания Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 г. количество культовых построек в Мурманской области значительно увеличилось. Они заняли важное место в городском пространстве, вызвали волну обсуждений и неоднозначных оценок. По нашим предварительным заключениям ускоренное храмостроение на Кольском Севере многими горожанами (с различным отношением к вере) объясняется историческими обстоятельствами освоения территории [Давыдова, 2014: 165-179]. Для информантов с атеистическим мировоззрением характерно негативное отношение к церковным объектам, особенно если они находятся вне зоны города. Если церковь существует в городе, то она может восприниматься позитивно как архитектурное сооружение. Вместе с тем то, что приемлемо в городе и украшает культурный ландшафт, не воспринимается органичным и правомерным за его пределами, поскольку сама Кольская земля в коллективных представлениях не является исторически православной. Одновременно православные верующие, пользуясь тем же аргументом, выступают за постройку культовых объектов повсеместно, поскольку окружающее пространство требует «одухотворения» [Давыдова, 2014: 165-179]. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz