Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
и других арктических государств мира, претендующих на освоение богатейших ресурсов Арктики, в первую очередь углеводородного сырья. Возрастание значения Баренцева региона в последнее время связано с потенциальными возможностями развития транспортной инфраструктуры, прежде всего Северного морского пути - кратчайшей транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию [Barentsinfo, 2015]. Идеи создания Баренц-региона вызревали во второй половине 1980-х гг. Ключевая роль в этом процессе принадлежит так называемым «мурманским инициативам» М.С. Горбачева, которые легли в основу его идей строительства «общеевропейского дома» и развития взаимовыгодного международного сотрудничества, в том числе на севере Европы [Горбачев, 1991; Фокин, 2012]. В это же время в северных провинциях Норвегии возник ряд инициатив по развитию регионального сотрудничества. 25 апреля 1992 г. на ежегодной конференции Рабочей партии губернии Тромс впервые прозвучала идея Баренцева сотрудничества. В дальнейшем и другие северные страны поддержали ее развитие [Петтерсен, 2002]. Официально Баренцево сотрудничество было основано 11 января 1993 г., в день подписания Киркинесской Декларации представителями всех стран Северной Европы (Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии), России и Евросоюза. Кроме того, при подписании Декларации в качестве наблюдателей присутствовали представители Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Польши, Германии, Великобритании и США, что свидетельствует о важном значении, которое мировое сообщество придавало данному событию. Согласно Протоколу учредительного заседания Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона от 11 января 1993 г. цели регионального сотрудничества определяются следующим образом [Петтерсен, 2003]: • обеспечение мирного и стабильного развития в регионе; • укрепление и расширение культурных связей между народами региона; • содействие формированию новых и развитию существующих двусторонних и многосторонних отношений; • создание основы для стабильного экономического и социального развития региона с акцентом на активное и устойчивое управление природными ресурсами; • содействие учету интересов коренных народов и их активному участию в развитии региона. Способ организации Баренцева сотрудничества уникален. Его координация осуществляется на двух уровнях: правительственном через Баренцев Совет, в который входят министры иностранных дел четырех стран- партнеров (Норвегии, Финляндии, Швеции и России); и на уровне территориально-административных образований через Региональный Совет, объединяющий губернаторов (см. рис). Кроме того, в работе Баренцева Регионального Совета принимает участие представитель от коренных народов, что является беспрецедентным случаем в европейской политике. Для координации работы по конкретным направлениям формируются межгосударственные (объединенные) и региональные рабочие группы. В настоящее время в рамках Баренцева сотрудничества функционируют 3 региональные и 11 межгосударственных рабочих групп [Баренцева программа, URL: http://www.barentsinfo.fi/beac/docs/] : 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz