Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

библиотеку вуза литературой для гуманитариев» [И. 2] заслуживает внимания. Освоение литературы, о которой говорит информант, способствует развитию общего уровня студентов, независимо от конкретного направления подготовки, что, соответственно, повышает статус вуза, независимо от того, какой в нем состав специальностей. Развитие общей культуры студента - задача высшего образования, в первую очередь, университетского. В связи с вопросом о репутации вуза отметим точку зрения одной из информантов. С одной стороны, она признает, что есть неофициальное мнение («говорят»), что статус (репутация, связанная с качеством образования) вуза снижается. С другой стороны, она считает, что уровень образования зависит во многом от качеств самих обучающихся: «В то же время можно окончить какой- нибудь другой вуз и не быть хорошим специалистом. Как мне кажется, организации, которые испытывают кадровый голод, они находят своих специалистов. Мне кажется, они узнают на кафедрах, есть ли какие-нибудь детки толковые» [И. 2]. Качество образования, полученного в КФ ПетрГУ, информанты оценивают достаточно высоко: «я могу говорить только о конкретных примерах, мои бывшие коллеги, учившиеся в филиале и уехавшие в другие города работать, судя по их карьере, замечательное качество. Потому что у нас был и социолог, и даже горный инженер, и люди, в общем-то, с этим образованием очень далеко пошли» [И. 1]. Она тоже считает, что качество образования зависит от мотивации того, кто учится: «<...>, тот человек, которому нужно это образование, он возьмет все, что необходимо ему. А тот, кто учиться не хочет, к сожалению, его не заставишь» [И. 1]. Таким образом, главное, в чем сходятся мнения представителей печатной прессы, - филиал предоставляет возможность для получения достойного образования, то есть отвечает потребностям населения города. Заключение В целом контент-анализ показал, что по мере развития университета количество статей, заметок на образовательную тематику увеличивалось, публикации становились разнообразнее по жанрам и видам текстов, но вид текста «информационное сообщение» по всем трем периодическим печатным изданиям во всем временном промежутке (1994 - июнь 2014 гг.), кроме 1996 г., оставался доминирующим. Основной задачей публикаций было информирование о событиях и мероприятиях. Всего в массиве оказалось не более 55 статей, содержание которых позволяет провести углубленный идейно-тематический анализ. Преобладают рекламные тексты. Судя по публикациям, главные фигуры образовательного процесса - абитуриент и студент. О преподавателях, кафедрах информация незначительна. Из аспектов образовательной деятельности лучше всего отражены профориентация и дополнительное образование. Учебно-научной деятельности отводится очень скромное место. Местная пресса достаточно ярко донесла до читательской аудитории факт «рождения» университета на Кольской земле, обсуждение проблемы присвоения Апатитам статуса Наукограда. Газеты, особенно «Хибинский вестник», утверждают установку на прагматичность вузовского образования. Пропаганда конкретных технических специальностей отвечает текущим потребностям региона, но противоречит основной задаче вуза, записанной в уставе, и в целом - задачам университетского образования. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz