Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

в особенности гуманитарного образования: «Жизнь непростая и в стране, и, естественно, она сказывается на вузе, востребованность технических специальностей, сокращение гуманитарных специальностей, а также бюджетных мест» [И. 2]. И проблемы развития университета, и пути их решения определяются особенностями города: его пограничным положением, социально- экономическими особенностями, нехваткой квалифицированных преподавательских кадров высшей школы. В условиях небольшого города возможность выхода из кризиса связана с возможностью подготовки и закрепления кадров не только производственных специальностей, но и обеспечивающих развитие туризма: «Можно много рассуждать на эту тему, например, почему в Петрозаводске есть финно-угорское отделение, а у нас его нет, хотя граница рядом. В принципе, было бы неплохо получать здесь образование языковое, но я же понимаю, что у нас нет педагогов профессиональных. Также важный вопрос, связанный с трудоустройством. Город не в состоянии предоставить работу нашим студентам. Конечно же, есть нововведения, например, курсы двухгодичные английского языка. Может, не зря говорят, что наше будущее надо связывать с развитием туризма. Возможно, эту специальность надо развивать. Опять же, говорят об этом уже лет десять, а ничего не меняется» [И. 2]. Редактор газеты «Дважды Два» особенных проблем не видит: «Ну, какие проблемы, мне сложно критиковать, я же не имею никакого отношения к вузу, я не училась там, я не педагог, и не ученый. Мне сложно сказать о проблемах вуза.<...>. Наверное, с филиалом все в порядке, я думаю, что и наборы есть» [И. 1]. Судя по использованию слова «критиковать», к проблемам она относит, прежде всего, недостатки в работе. Информант фактически признает, что понимание проблем того или иного социального института, учреждения зависит исключительно от личного опыта журналиста и личной связи с этим институтом, учреждением. С ее точки зрения, есть только коммуникативная проблема взаимодействия СМИ с образовательными и научными учреждениями: представители прессы и науки говорят на разных «языках». Задачей СМИ является «перевод» с научного языка преподавателей высшей школы и ученых на «понятный». Журналист это признает, но по ее высказыванию не совсем ясно, входит ли такой «перевод» в профессиональные обязанности сотрудников СМИ, или сами работники науки и образования должны упрощать свою речь, чтобы помочь газетчикам «продать» свой «товар». Подчеркнем важную особенность позиции журналистов. Все они разделяют мнение, что городу необходимы гуманитарии и, несмотря ни на что, надо развивать этот профиль подготовки студентов. Например, информант- редактор и как журналист, и как работодатель утверждает: «Мне не хватает как жителю города, как человеку, который нанимает других людей, не хватает все- таки гуманитарных направлений. Я понимаю, что филиал заточен под рынок трудовой, преобладают технические специальности, это горные, электрофизика, информатика, но, когда говорят о гуманитарной направленности, мне, лично, очень жаль, что нет истории, филологического факультета, я бы и сама пошла учиться с удовольствием на эту специальность. Трудно сказать, нужны ли такие специалисты рынку, но нам, например, нужны были бы молодые кадры с гуманитарным образованием. Хотя в нашей газете работало и работает очень много выпускников филиала» [И. 1]. Пожелание «Мне кажется, стоит дополнить 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz