Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

нам в беседе: «Нам не звонят с КФ ПетрГУ, не приглашают... Поэтому о чем нам с Вами разговаривать...?!» [И. 5]. В телефонном разговоре с редактором газеты «Хибинский вестник» также фактически прозвучал отказ: «КФ ПетрГУ присылает нам пресс-релизы, и, в общем-то, все...» [И. 4]. Из этого следовало, что инициатива, по мнению журналистов, должна исходить только от самого вуза, который выступает заказчиком, а печатные СМИ являются исполнителем. Институциональная принадлежность газеты определяет направление и характер «обратной связи» с читателем. Так, издание «Дважды Два» представляет интересы горожан: «Наша газета городская частная, в связи с этим только мы решаем, чьи интересы мы будем представлять <...>, и мы не выходим за пределы вот этого маленького городского сообщества. <...>. То есть мы отражаем интересы горожан» [И. 1]. Другая ситуация складывается с изданием «Хибинский вестник»: освещение деятельности ОАО Апатит, компании ФОСАГРО является обязанностью газеты, остального - «как и все другие СМИ» [И. 3]. В «остальное» включается образование, и отражают они (ХВ) его, по мнению информанта, лучше, чем другие издания, - «<...>, она у нас освещается даже в большей степени, чем, например, “Дважды Два”». Информационными поводами для обращения к образовательной ситуации, в частности, к работе КФ ПетрГУ, в основном выступают даты «календарного цикла» университета - день первокурсника, преддверие набора абитуриентов: «лето, приемная комиссия, когда мы стараемся связаться со всеми и вузами, и учебными заведениями» [И. 2] . Обращения новостные и «сезонные» зависят от учебного календаря, в котором чередуются поступления (информация о наборе) и выпуски (вопрос трудоустройства). Оба вопроса связаны с шансами молодежи города на получение образования и места работы: «...какие ожидания, сколько факультетов, сколько бюджетных мест, чтобы рассказать нашей городской молодежи, есть ли у них шанс остаться здесь и учиться» [И. 2]. Именно этот практический аспект «интересует не только абитуриентов, родителей, но и в целом жителей города, потому что вуз достаточно большой, и им интересуются жители» [И. 2]. Городская информационная среда является одним из источников сведений: «В городе обсуждают и качество преподавания, уровень студентов, тоже приходилось слышать от преподавателей, что слабее из года в год студенты. То есть информация доносится» [И. 2]. Одна из информантов упомянула о «слухах», которые циркулируют в городе и к которым прислушивается пресса. По свидетельству самих газетчиков, чаще всего освещаются местной прессой факты, связанные с достижениями студентов и с рейтингом вуза («Кто- то где-то чего-то выиграл, о студенте каком-нибудь», «когда университет входит в сто или десять лучших» [И. 3]), реальные и планируемые изменения статуса вуза, их последствия («ходили слухи, что будут в Арктический переименовывать, плюсы и минусы этого» [И. 3]), кризисные события в жизни вуза («когда-то ползли слухи, что будут филологию закрывать, и мы сразу к Вайнштейну уточнять информацию» [И. 3]); цифры набора, конкурса («какие ожидания, сколько факультетов, сколько бюджетных мест <...>. Ну, и потом, естественно, о зачислении, осенью мы интересуемся, сколько человек поступило, на какие факультеты, какие пользовались популярностью» [И. 2]); университетские мероприятия («неважно, какие они, культурные, спортивные, или какие-то семинары» [И. 2]). 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz