Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

повышения квалификации и т.д. Цель таких публикаций - заинтересовать абитуриентов и их родителей, а также спонсоров для финансирования различных образовательных программ и проектов. Определенное место занимают поздравительные микротексты, связанные со знаменательными и юбилейными датами: «С праздником, горняки!» [ХВ, 2011, 28 апр.], «Горняки отметили юбилей» [ДД, 2011, 16 мая], «Поздравление директору КФ ПетрГУ В.А. Путилову и главе администрации г. Апатиты Е.А. Вайнштейну в связи с началом занятий университета» [КР, 1995, 28 окт.] и нек. др. Незначительная, но закономерно присутствующая часть текстов содержит траурную тематику, связанную со смертью студентов, преподавателей или сотрудников вуза. Еще меньшее число публикаций содержат результаты опросов студенческой молодежи: «Абитуриент - 96» [КР, 1995, 2 дек.], «Привет абитуриентам!» [КР, 1995, 29 мая], «Студент в деталях» [ДД, 2009, 1 мая], «На свет больших городов» [ДД, 2013, 15 марта]. Обратимся к отображенной в газетах картине образовательной жизни КФ ПетрГУ и рассмотрим содержательно-тематический аспект публикаций. Анализ содержания проводился на основе субъектно-предикативных отношений в текстах (о ком / чем и что сообщается). Эмпирическим путем были выделены главные субъекты - участники образовательной деятельности, на которых фокусируется сообщение: абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели, представители администрации и другие работники вуза (персоналии). Кроме того, субъектами могут выступать КФ ПетрГУ в целом или отдельные его подразделения (факультеты, отделения, кафедры). Предикативную основу составляют, в первую очередь, виды деятельности, в которую вовлечены участники образовательного процесса. Деятельность складывается из учебных и внеучебных (научных, организационных, досуговых и пр.) занятий, которые могут так или иначе отражаться в пресс-публикациях. Событийный ряд распределяется по категориям событий текущей научно-образовательной жизни, а также ритуально-праздничных и знаменующих этапы развития вуза. Судя по распределению публикаций, субъектом которых являются участники образовательного процесса (рис.З), главной фигурой предстает абитуриент. При этом содержательное наполнение публикаций явно отступает перед информационной функцией. Тема «абитуриенты» (29,2 %) представлена рекламными микротекстами о наборе на очную и заочную формы обучения, получении дополнительной квалификации, о проведении вузом дня открытых дверей. Ряд материалов направлен на разъяснение новшеств и рекламу образовательных услуг для абитуриентов и их родителей, которые предоставляет КФ ПетрГУ: «Приглашает Кольский филиал ПетрГУ» [ДД, 2001, 21 июня], «Экзамен по-новому» [ДД, 2009, 9 янв.], «Выпускники приуныли» [ДД, 2009, 23 янв.], «Университетские прогулки» [ДД, 2009, 6 марта], «Предлагали учебу» [ДД, 2010, 20 марта], «Учитесь, дети!» [ДД, 2011, 11 февр.], «Новые студенты» [ДД, 2011, 30 апр.], «Нелегкий выбор» [ДД, 2012, 10 февр.], «Вуз ждет» [КР, 2014, 26 июня]. Присутствуют публикации об итогах зачисления в вуз на бюджетной и платной основе: «Хотят учиться. Не важно где» [ДД, 2009, 31 июля], «Трое на место» [ХВ, 2010, 19 авг.], «Хорошо набрали» [ДД, 2013, 6 сент.]. Содержательна публикация о том, какие профессии и институты выбирают выпускники апатитских школ: «На свет больших 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz