Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
делавших акцент на либеральные ценности западных стран, и сторонников умеренного развития, стремящихся сохранить социалистическую модель развития страны и общества. Другой позиции придерживались представители консервативной оппозиции, поборники социалистических ценностей, требовавшие усиления командно-административной системы. Факторами зарождения неформальных образований были противоречия в внутри КПСС и ее раскол на течения, которые стали фундаментом будущих политических и общественных организаций. Появление внутри КПСС различных идейных течений должно было вызвать если не организационное размежевание, то, как минимум, организационное оформление платформ. Одним из важных моментов перестройки на территории бывшего СССР стало появление различного рода политизированных неформальных организаций. В общей массе этих организаций наибольшую известность получили «народные фронты» [Ульянова, 2001]. Деятельность этих разнообразных политических объединений сыграла определенную роль в процессе реформ. Они были ориентированы на поиск более желательного направления дальнейших изменений социально-политической жизни страны. Первоначально члены этих организаций вели агитационную работу в пользу выборов альтернативных кандидатов в депутаты союзного и республиканского уровня. Затем они стали преобразовываться в политические партии, чтобы самим определять кандидатов. В современной историографии проблему возникновения «народных фронтов» связывают с подготовкой к XIX Всесоюзной партийной конференции, и рассматриваются эти объединения как средство поддержки перестроечных усилий Генерального секретаря М.С. Горбачева [Вьюницкий, 1990]. Таким образом, с началом обновления власти в СССР в марте 1985 г. появилась надежда на качественные и позитивные изменения в жизни граждан и страны. Вместе с тем, как следует из воспоминаний Первого Президента СССР М.С. Горбачева, реформы, предложенные руководством партии и правительства, прежде всего, тормозились так называемой геронтократией [Неоконченная история, 2001: 12]. По крайней мере, таково мнение самого бывшего лидера. Во многом по этой причине многие программные заявления руководства ЦК КПСС тормозились на республиканском и региональном уровнях. В принципе предлагавшиеся нововведения не были неожиданными, поскольку они по замыслу инициаторов не нарушали устоявшихся принципов концепции развития социализма и ориентировались на ускорение научно-технического прогресса. Однако уже первые годы преобразований показали, что предложенная западная модель реформ гасится и не воспринимается на среднем и нижнем уровнях власти [Там же: 12]. В конечном итоге это и послужило началом отторжения старой советской системы, которая стала стремительно терять доверие и перестала восприниматься обществом на волне набиравшей обороты политики открытости и плюрализма. Тем не менее, деятельность народных фронтов не могла быть спонтанной. Существовавшие нелегально конспиративные организации диссидентов, политических заключенных, только ждали момента легализации. Эти обстоятельства и сам факт того, что с распадом СССР и отступлением от социализма история советских «народных фронтов» не завершилась, говорят об их недооценке со стороны М.С. Горбачева и партийного руководства. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz