Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
В этой связи большая группа первых секретарей сошлась во мнении, что выдвигать на должность руководителя страны и партии нужно М.С. Горбачева как человека, подходящего по возрасту. Об этой позиции было известно некоторым членам Политбюро, в том числе и Е.К. Лигачеву. Зная, что любую другую кандидатуру, кроме Горбачева, Б. Н. Ельцин и солидарные с ним партийные функционеры «завалят», министр иностранных дел СССР А.А. Громыко поддержал мнение региональных лидеров. Гришин и его соратники не рискнули что-либо предпринимать, осознав, что их шансы малы, поэтому кандидатура М.С. Горбачева прошла без каких-либо сложностей [Ельцин, 1990: 105]. Уже 23 апреля 1985 г. состоялся Пленум Центрального Комитета партии, на котором впервые были озвучены основные моменты нового экономического курса. На тот момент инициативы генсека имели широкую поддержку. Люди поверили Горбачеву, его политика реалиста говорила о том, что так жить и работать, как это происходило многие годы, нельзя. Это было бы равносильно самоубийству для страны [Там же: 105]. Изменения неизбежно обернулись против реформаторов, которые были не в состоянии удержать общественную инициативу в нужном и приемлемом для себя русле. Партийный аппарат также начал сопротивляться перестройке, тормозить ее, бороться с ней, что привело к ее пробуксовке геронтократией на местах. Как отмечал в своих воспоминаниях народный депутат СССР Б.Н. Ельцин, концепция реформ, предложенная Генеральным секретарем, оказалась непродуманной. В большей степени она выглядела как набор призывов и лозунгов. Кроме того, обращаясь к работе М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление», вышедшей во время его пребывания во власти, сложно найти четкие теоретические и стратегические цели и задачи проводимых изменений [Там же: 105-106]. Период 1985-1991 гг. прежде всего характеризуется политикой перестройки. Гласность, «новое мышление», плюрализм отчетливо показали, что изменения в жизни общества являются важным фактором политической жизни страны. В период кардинальных перемен в истории государства не столько институты власти, сколько само общество превращается в реальную политическую силу, способную определить развитие страны. Общественные настроения, поддержанные сверху, во многом определяли политический и экономический курс СССР, задавали темп реформационным процессам, подготовили страну к формированию новой постсоветской государственности. В современной российской исторической науке наблюдается интерес к изучению опыта политических и экономических преобразований, осуществленных командой генерального секретаря. Прежде всего, это связано с происходящими в последние годы внешнеполитическими событиями, с проблемами отсутствия единого и четкого понимания причин, которые привели к краху советской системы. Все это определяет актуальность изучения роли и значения Перестройки 1985-1991 гг. на разных этапах ее осуществления и развития. С приходом нового генерального секретаря значительно возросло не только общее число постановлений политического бюро ЦК КПСС по тем или иным вопросам государственного развития, но и сама продолжительность заседаний этого партийного органа. Иногда заседания длились 11 часов. На стадии подготовки и принятия каких-либо решений, по свидетельствам современников, Политбюро ЦК КПСС действовало как орган коллективного 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz