Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

искажению, созданию малозначительного, безликого образа» [Вахрамеев, 1998: 263]. Очень содержательными представляются публикации биолога Е.И. Кудрявцевой, посвященные ковдской церкви [Кудрявцева, 1995, 2007]. В частности, в статье «Как “реставрировали” ковдскую церковь» она подробно описывает последствия деятельности первых реставраторов. Печальные результаты работы реставраторов представлены в письме протоиерея Георгия Козака и верующих села Ковда к Патриарху Алексию II от 15 августа 1991 г., копия которого имеется в архиве В.И. Коневой: «Планируется разобрать имеющееся строение до основания и восстановить его в облике XVIII века. Желанию отреставрировать храм можно было бы только радоваться, если бы мы не видели, что действия реставраторов приводят к его разрушению. Снята и уничтожена обшивка прошлого века, уничтожено крыльцо, пущен на строительство сарая и тем погублен прекрасно сохранившийся пол 1825 года, при строительстве лесов безжалостно разрублены доски пола колокольни. Привезенные для реставрации бревна поражены грибом и годятся только на дрова» [Архив Кандалакшского горисполкома. Ф. 24]. История села Ковда в воспоминаниях жителей Помимо копий документов, архивных справок, выписок, газетных и журнальных публикаций архив В.И. Коневой содержит записанные ею самой интервью с нынешними или бывшими жителями Ковды. Из них мы можем почерпнуть новые, ранее никем не упомянутые сведения о Никольской церкви. К примеру, в публикациях не упоминалось, что до момента своего официального закрытия церковь не функционировала в течение определенного периода до 1960 г.: «Церковь была закрыта в 1941 году и не работала до 1946 года» [Личный архив В.И. Коневой. Ф. 4. Д. 2. Воспоминания Е.Е. Раковой]. Воспоминания жителей освещают ряд прочих событий истории Никольской церкви, в том числе судьбу ее колоколов: «По воспоминаниям стариков приезжала англичанка на пароходе... Хотела увезти самый большой колокол и знаменитый топор. Но Ковдяне не позволили увезти, сбросили топор и колокол в воду. Место это известно - колокольная корга называется. <...> Остальные колокола с церковной колокольни были сброшены в 1941 году, они использовались для литья пушек. Колокола увезли, а самый большой разбивали на куски языком колокола» [Личный архив В.И. Коневой. Ф. 2. Д. 3. Воспоминания Л.П. Деревнина]. Данный текст очень интересен тем, что основан на фольклорных мотивах исторических преданий Русского Севера о разорении монастырей внешними врагами и затонувших (затопленных) колоколах. Имея реальную историческую основу в событиях, связанных с нападениями англичан, сюжет, тем не менее, мог быть приурочен к разным местностям и сакральным объектам, в том числе Коккову монастырю в Кандалакше, Ильинскому монастырю в Олонецком районе Карелии. Варианты текстов приводятся, в частности, в сборнике Н.А. Криничной «Предания Русского Севера» (№№ 271-274 и комментарии [Криничная, 1991]). Новый вариант предания представляет своего 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz