Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

освобожден от мобилизации священник Н. Прилежаев, а также был возращен во владение общины дом священника [ГАМО. Ф. 19-и. On. 1. Д. 198]. Нужно отметить и поддержку общины прочими нерелигиозными собраниями. Из протокола общего собрания граждан завода бывшего «Н. Русанов сынъ» от 17 апреля 1920 г.: «Выслушав отношение от 9 апреля с.г. Ковдской религиозной общины, мы, нижеподписавшиеся граждане и гражданки завода Русанов за исключением немногих, постановили, что иметь для нас священника считаем нужным, как верующие во Христа и как поддерживающие религиозные обычаи наших предков в дальнейшем желаем исполнять таковые по уставу Православной Кафолической Церкви, а так же согласны вносить членские взносы на содержание причта» [ГАМО. Ф. 19-и. On. 1. Д. 204. Л. 18]. Весьма красноречивым можно назвать одно из постановлений Ковдской религиозной общины от 23 мая 1920 г.: «Так как религиозная община состоит из всего населения Ковдьі, а так же из заводских рабочих за чуть малым исключением, то и постановили возбудить ходатайство пред высшей властью, чтобы все церковное имущество оставили в старом порядке, как и раньше было безо всякой описи » [ГАМО. Ф. 19-и. On. 1. Д. 198. Л. 7]. Средства массовой информации и Никольская церковь Никольская церковь в селе Ковда была закрыта в 1960 г., однако, возможно, именно это помогло даже идеологически ангажированным советским СМИ взглянуть на неё как на объект исторического и культурного наследия. Уже с конца 1970-х гг. в СМИ набирает силу мотив сохранения и реставрации церкви: «Отвлекитесь от мысли, что перед вами церковь, в которой верующие когда-то совершали богослужения. Вглядитесь в эти простые русские деревянные постройки, на каждую в отдельности и на весь комплекс в целом, и вы увидите, насколько интересны они, как лаконичны, пропорциональны и красивы линии, объемы этих миниатюрных сооружений» [Беломорская сказка, 1967]. Эту тенденцию можно подтвердить и на основании прочих документов рассматриваемого архива. Уже с конца 1980-х гг. обсуждения необходимости реставрации начали набирать обороты. Архив В.И. Коневой содержит около трех десятков газетных статей светских изданий за период 1989-1995 гг., темой которых является Никольская церковь. Лейтмотивом всех статей является озабоченность состоянием церкви и привлечение внимания к необходимости её скорейшей реставрации: «Грустно от того, что видишь, как сиротливо стоит на сопке, обнесенный строительными лесами архитектурный памятник старины - Никольская церковь» [Ковда..., 1992]. Реставрация Необходимо уточнить, что многочисленные попытки реставрации Никольской церкви в селе Ковда предпринимаются с начала 1990-х гг. И не все из них можно считать успешными. Так, о первой реставрации пишет реставратор Е.В. Вахрамеев: «Пренебрежение историческими слагаемыми облика памятника, выраженными в деталях звонницы и шатра, привело к его 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz