Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
церкви. Например, архивная справка, полученная В.И. Коневой из Государственного архангельского областного архива, содержит следующее упоминание о ковдской церкви от 18 сентября 1833 г.: «...в Коедском селении Кольского уезда церковь во имя Святителя Николая существует с 7105 года <от сотворения мира - Я.О>» [ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Д. 1388. Л. 8]. По современному летоисчислению эта дата соответствует 1597 г. Можно предположить, что такая датировка возникла из-за ошибки при написании одного из документов (1705 / 7105) и была впоследствии повторно воспроизведена при переписывании. Однако трудно считать совпадением близость этой даты к основным историческим событиям, связанным с селом Ковда и описанным выше [Ушаков, 1995]. Эту же дату можно встретить в ведомостях Кандалакшского прихода: «... построена в 7105 году тщанием кого или о том не известно» [МОКМ. Клировые ведомости Кандалакшского прихода за 1829 год]. Однако в прочих документах упоминается общепринятая дата -1705 г. Об этом пишет, к примеру, священник Евлогий Шангин в своем рапорте в Архангельскую духовную консисторию в 1904 г: «Церковь в настоящее время очень ветха, начало построения её относится к 1705 году» [ГААО. Ф. 29. Оп. 413. Д. 1684. Л. 1]. В клировой ведомости о церкви Архангельской епархии Кольского уезда Ковдского прихода за 1896 г. мы также можем обнаружить эту дату: «Начало построения церкви относится к 1705 году» [ГАМО. Ф. 19и. Оп. 1.Д. 130. Л. 1]. Позднее, в ведомости за 1904 г., вновь приводится дата 1705 г. [ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 392. Л. 131]. Нельзя не отметить, что дата 7105 не встречается в документах позднее 1833 г. Таким образом, несмотря на возможность банальной ошибки, допущенной в документах из-за сходства в написании дат, мы не можем игнорировать данные источники. Вместе с тем следует принять во внимание и тот факт, что Ю.С. Ушаков в своей монографии «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера» указывал еще одну дату - 1613 г. [Ушаков, 1982: 60]. Однако иных упоминаний этой даты не было обнаружено, вследствие чего её можно считать наиболее спорной. Церковь и приход в 1910-1920-х гг. Личный архив содержит достаточное количество документов, позволяющих изучить историю не только самого строения Никольской церкви, но и особенности существования религиозной общины Ковдского прихода, в особенности в переломный для Русской православной церкви период, относящийся к 1920-м гг. По данным ведомости о прихожанах Никольской церкви за 1904 г. общее число прихожан составляло 434 человека (209 мужчин и 225 женщин) [ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 392. Л. 153]. В контексте начавшегося после революции 1917 г. процесса повсеместного закрытия церквей огромный интерес представляет фонд архива, содержащий документы периода создания религиозной общины в селе Ковда в 1920 г. Протоколы собраний Ковдской православной религиозной общины, а также сопутствующие им документы позволяют увидеть многогранность отношений между приходом и местными органами самоуправления. Влияние религиозной общины было достаточным настолько, чтобы добиваться многих уступок от власти. К примеру, был 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz