Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

постсоветские исторические и этнические стереотипы: о саамах как о православных христианах и «репрессированном народе», об уничтожении саамской культуры доминирующей русской (советской) и, вместе с тем, утверждает другие: о «навязывании» народам той или иной религии или идеологии. Со своей стороны, те, кто имел непосредственное отношение к установке часовни, обосновывают ее появление легендарным событием - крещением в этом месте саамов Феодоритом Кольским. У нас нет достаточных оснований не доверять их мотивации, которая представляет попытку объединить новый элемент культурного ландшафта с историей и социальной памятью региона. * * * Результаты проведенного исследования подтверждают, что возведение культовых объектов качественно меняет как городской и пригородный культурный ландшафт в целом, так и образ конкретного места, сложившегося и закрепившегося в сознании жителей. При этом взаимоотношения нового объекта и устоявшегося образа места могут складываться по-разному. Сакральный объект может «освятить» место, может соответствовать его изначальному смыслу, но возможны и конфликты - как интересов, так и ценностей. Восприятие культового сооружения и отношение к нему зависят от религиозной, этнической самоидентификации горожан, их социального и профессионального статуса и прочих характеристик. Многие информанты при объяснении своего отношения к тому или иному культовому сооружению ссылаются на исторические аргументы. Большое значение имеют «правильность» выбранного для культового сооружения места, представления о «каноне» и архитектурный вид постройки, история ее появления и, особенно, личности и инстанции, которые инициировали, организовали и осуществили строительство. Перспективным видится исследование роли культовых построек в контексте брендинга северных территорий, а также изучение особенностей размещения и взаимосвязи светских и религиозных объектов в городском географическом и социальном пространстве. Список информантов Инф. 1 - жен., 1961 г.р., работник библиотеки, род. в г. Кировске, прож. в г. Апатиты. Инф. 2 - жен., 1983 г.р., работник социальной сферы, поэтесса, прож. в г. Апатиты. Инф. 3 - муж., 1982 г.р., водитель, прож. в г.Апатиты. Инф. 4 - жен., 1983 г.р, уроженка пос. Африканда, прож. в г. Апатиты с 2000 по 2007 гг., на данный момент прож. в г Курск. Инф. 5 - жен., 1952 г.р., урож. аула Амангельды Таласского района Жамбылской обл. Респ. Казахстан. Инф. 6 - жен., 1978 г.р., раб. сферы образования, урож. Воронежской обл., прож. в г. Апатиты. Инф. 7 - жен., 1983 г.р, род. в г. Кандалакша, раб. сферы обслуживания, прож. в г. Апатиты с 2001 г. Инф. 8 - жен., 1955 г.р.., род. в Моск. обл., председатель Федерации спортивного туризма г. Апатиты. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz