Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

Важно, чтобы место, на котором был установлен культовый объект, было «правильное», обоснованное в духовно-религиозном смысле, то есть имеющее легенду. Церковные постройки воспринимаются и обретают смысл через их легендарное обоснование: Ну, когда они плодятся не понятно почему. Потому что если раньше часовня это какое-то событие или явление вот такого вот. Явление какое-то, икона появлялась чудотворным образом, это да. А когда вот поставили, ты проходишь, ты, по сути, не понимаешь, зачем? Этого я не понимаю, честно. У нас просто на Украине есть развилка такая. Там лет десять назад поставили крест. Зачем они его там поставили, я до сих пор не понимаю. Там бабульки говорят: Ты почему не крестишься? Я просто не понимаю, зачем? (Инф. 10). Обоснованиями выступают, в частности, «намоленность» места постройки и духовные качества строителей, которые должны быть, по мнению большинства информантов, истинно верующими: Поскольку я себя, все-таки считаю православным человеком, без фанатизма, конечно. Естественно. Но крещеная. В церковь я хожу. Но. Вот здесь я иду в церковь крайне редко, как говорится, когда нужда возникает. А-а-а. Ну, редко хожу, бывает. А я очень люблю в церковь ходить, когда я в отпуске, в старой церкви. Потому что они построены на намоленных местах. Истинно верующими людьми были построены, у них вот особая аура и совсем не то, вот совсем не то, как здесь. Вот я здесь в церковь захожу. У меня вот этого вот ощущения, что ты вошел в храм Божий, вот нет! (Инф. 11). Что касается часовни на острове Могильном, по всей вероятности, легенда, согласно которой Феодорит Кольский крестил саамов в районе Экостровского погоста, мало известна среди городского населения, особенно это касается невоцерковленных и тем более неверующих информантов. Для информантов с атеистическим мировоззрением легендарный смысл не имеет значения. Установка православной часовни в форме саамской куваксы вызывает отторжение, прежде всего у той категории информантов-атеистов, которые с уважением и интересом относятся к этнической истории региона: Марии Петровне <имя вымышленное - А.Д> некуда энергию девать. Она почему-то решила, что бедных саамов вытеснили с исконных земель коммунисты. Саамы типа страдальцы, изгнанники, культуру их уничтожили и всячески их репрессировали. Мученики, одним словом. А мученикам полагается ставить часовни - саамы были крещенные же! <...> Как объект эта шняга не удалась - про нее мало кто знает, а кто знает - не стремится увидеть, потому что это бред, саамам навязали христианство в той же мере, что и коммунизм. Печально, что туда водят группы людей, сопровождая все бредовыми баснями (Инф. 12). Мария Петровна, фигурирующая в данном тексте, имеет прямое отношение к идее создания часовни, и в тексте интервью отчетливо прослеживается негативное восприятие ее деятельности. В этом полемическом высказывании смешивается ряд интерпретаций исторических событий, связанных с коренным населением края. Критикуя сооружение, признавая его исключительно «брендовым», информант отрицает как советские, так и 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz