Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
Для верующих место, на котором установлена часовня, является знаковым и требует особого отношения4. С их точки зрения, установка часовни обосновывается легендой о крещении саамов Экостровского погоста Феодоритом. Одновременно участники создания часовни, в том числе из наших информантов, позиционируют ее не только как сакральный объект, но и как туристический. На полуостров Могильный организуются экскурсии для приезжих туристов представителями православной общины, а также членами Федерации спортивного туризма г. Апатиты [Белая, 2014: 7]. Для того чтобы понять, воспринимается ли часовня как туристический объект городским населением, и может ли данное культовое строение впоследствии придать необычность образу региона, мы опросили горожан, которые не имели отношения к возведению часовни Феодорита Кольского. В городской среде бытуют неоднозначные высказывания по поводу самой постройки и ее архитектурных особенностей. Во многом это связано с тем, что в архитектурном отношении часовня воспринимается как эклектичное сооружение, сочетающее черты православного строения и традиционного жилища саамов - куваксы. Совмещение саамской символики с православной рассматривается как диссонанс, поскольку оно не соответствует представлениям о «канонах» православного храмостроения: Если это часовня, то это часовня. Она должна иметь архитектурное какое-нибудь. Да? Должна соответствовать православным вот этим вот культовым сооружениям. Вот. А тут кувакса. Но это все равно, что православную какую-то традицию соединить с каким-нибудь молодежным современным культом. Вот зачем это делать? Просто памятник саамам он какой угодно может быть. Как они сами захотят. Просто зачем это смешивать, кому это приходит в голову? Это же разные вещи (Инф. 6). Примечательно, что этническая саамская символика не только признается противоречащей православной, но и сопоставляется с молодежной. По сути, она ассоциируется с «современной», то есть вторичной, модной, а не исконной. Для информанта саамы - «они», «другие», и, как следует из рассуждений, идея «этнографического» брендинга территории не должна соотноситься с идеей укрепления православного культа: Это ради экзотического колорита. Даже тут двух зайцев убить, мне кажется. С одной стороны, значит, это предполагалось сделать объектом туристического внимания, а с другой надо было часовню поставить. Ну, просто это даже не наша религия, мне кажется, православная. Я думаю, да. С точки зрения любой религии это не совсем уместно. Не то, что это некрасиво, ужасно. Ну, нет. Это вещи разного порядка. Кувакса - это просто жилье. Просто я думаю, что в религиозных всяких явлениях должны быть свои каноны и их соответствие. Ну, тогда можно и церковь в виде сарая построить. Ну, правда! И карусель внутри поставить (Инф. 6). Храм, часовня - это «особое место», «Дом Бога» [Байбурин, 1983: 11-15]. Культовые сооружения имеют высокий символический статус и в представлениях горожан относятся к объектам с высокой оценкой [Гыхеева, 2007]. 4 О знаковых местах см. работы И.И. Митина [Митин, 2004] , Д.Н. Замятина [Замятин, 2003], Р. Рахматуллина [Рахматуллин, 2004] и др. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz