Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

Основной целью данного исследования стало выявление среди жителей городов Мурманской области мнений, образов и ассоциаций, связанных с разными православными культовыми постройками. Исследование проводилось в городах Апатиты и Кировск. К культовым постройкам мы относим церкви, часовни и кресты, которые возводятся представителями православных организаций на месте бывших церквей или в местах, до этого не связанных с православным культом, например, в горах. Особую актуальность исследованию придало то, что выбранные города создавались в процессе научно-технического освоения края и, как и большинство городских образований Мурманской области, являются территорией «социалистической Арктики» [Разумова, 2009], ударных строек XX века. Каждый город имеет свою биографию и свой исторический образ, связанный, в первую очередь, с историей советской индустриализации. В жизни таких городов появление культовой постройки - событие, которое способно проблематизировать религиозно­ конфессиональные и межэтнические взаимодействия. В частности, большого внимания заслуживает отношение жителей городов Кировск и Апатиты к новому культовому объекту - православной часовне Феодорита Кольского. Она была построена в 2014 г. в виде саамской куваксы на острове Могильном (Апатитский район) и позиционируется как туристический объект. Выбор данной постройки для исследования не случаен, поскольку из всего разнообразия культур многонационального населения Мурманской области центральное место в презентациях СМИ занимают саами, которые, по данным исследований О.А. Бодровой, в интернет-источниках выступают в качестве этнического символа и бренда региона [Бодрова, 2014: 83]. Для того чтобы выяснить отношение населения к православным религиозно-культовым объектам, мы отобрали методом снежного кома респондентов-горожан (17 человек), имеющих различное отношение к вере. Это неверующие (атеисты по самоидентификации), представители духовенства, члены православных общин, воцерковленные верующие (регулярно посещающие церковь, знающие ее устав, участвующие в ее обрядах), невоцерковленные верующие (которые верят, но посещают церковь редко, в случае крайней необходимости или не посещают совсем). Проведение более подробного анализа степени воцерковленности, как, например, в исследованиях В.Ф. Чесноковой [Чеснокова, 2005], нами не предполагалось. Храм из «магазина» Тексты интервью и бесед позволяют сделать вывод о том, что для большинства информантов существенное значение имеют история сооружения, а также само место, на котором оно располагается. История складывается из бытующих в городской среде сюжетов, которые свидетельствуют об утвердившихся знаниях и представлениях горожан о прошлом сооружения, о событиях, предшествующих появлению объекта или произошедших во время его существования. Храмовые строения, реконструированные из других зданий, большей частью вызывают неодобрение горожан, не имеющих непосредственного отношения к жизни церкви. По мнению информантов, в них изначально не была заложена идея культового сооружения: 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz