Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
Рост потребностей частных лиц в услугах других частных лиц в современной России связан с несколькими факторами. Во-первых, в новой России появился класс богатых людей с особняками и усадьбами, который не может и не хочет сам заниматься этим большим хозяйством. Во-вторых, многие работающие родители в условиях дефицита дошкольных учреждений имеют возможность оплатить няню или домработницу. В-третьих, наблюдается исчезновение или минимизация общественного сектора: детских садов, социальной службы, домов быта и т.д. В-четвертых, появилась свободная рабочая сила, которая готова прислуживать. Безработица, низкие пенсии и пособия вынуждают людей стать наемными домашними работниками, охранниками, водителями, телохранителями, горничными, сиделками, нянями и т.д. В России 38 млн человек трудоспособного возраста работают в непрозрачных условиях, что представляет серьезную проблему для всего общества, считает вице-премьер правительства Ольга Голодец [Вице-премьер..., URL: http://www.interfax.ru/russia/299143] . Деиндустриализация создает и соответствующую этому процессу систему отношений между людьми. Идеология крепостничества и сословий витает в общественном сознании: она - в постоянном обращении к великому потенциалу дореволюционной России, который не актуализировался, поскольку революция 1917 г. «прервала ход истории»; в том, что «ужасы» сталинизма до сих пор не изжиты («совки» еще не все вымерли); в идеальных образах предпринимателей времен монархии, великих князей и царей. «Духовные скрепы» стратифицированного общества предлагаются на основе религии. В упомянутой выше статье Н.С. Лескова автор, рассматривая различные проекты против «бесчинств» простолюдинов-слуг, анализирует один из них: «Установить отношения хозяев с прислугою не на сомнительной почве выгод, а на твёрдой основе страха Божия», чтобы внушить им «такой страх земных и загробных наказаний, чтобы люди боялись и подумать поступать против выгод хозяина». [Лесков, 1989] Народ начинает искать свои сословные корни, а если таковых не обнаруживается, то их можно купить. Появились дворянские и купеческие общества. Но без дворни нет дворянина. Идеи сословного общества реализуются в практиках общения между работодателями и наемной рабочей силой, особенно это явно присутствует в домашнем пространстве. Все это напоминает дореволюционную Россию с ее системой личной зависимости, феодальными усадьбами, сословной спесью (В сети есть фотографии богатых россиян и их слуг (см., напр.: http://yarodom.livejoumal.com/1388143.html; http://www.ruscur.rU/themes/0/00/67/6743.shtml7news/0/05/95/59576) . Сословность во многом определяет бытовую культуру, психологию и представления о «должном» устройстве общества, оказывает влияние на политические взгляды человека. Пока в России с точки законодательства сословий нет, но в психологии, бытовой культуре некоторая часть общества демонстрирует «барские» привычки. Например, бурное обсуждение вызвала статья дочери президента ОНЭКСИМ Development Олега Байбакова Марии в журнале Tatler о правилах общения с уборщицами, гувернантками, водителями и поварами (884 статьи в Google) [Байбакова, 2014]. Автора обвиняли в крепостнических взглядах, ущемлении прав человека и восхищались ее талантом менеджера. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz