Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))

хозяев выглядела как в кинофильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Но сюжеты отношений барина и холопа, представленные в русской классике, а также в статье Н.С. Лескова 1887 г. «Домашняя челядь» [Лесков, 1989: 331-343] показывают, что архетип взаимодействия этих агентов вновь воспроизводится при воспроизводстве тех же условий. Н.С. Лесков описывает жалобы хозяев на то, что «...теперь прислуга у нас совсем испортилась, а что прежде она, будто, была гораздо лучше. Всем, кажется, очень неудобно и даже не безопасно жить при нынешней распущенной прислуге, на которую нет надёжной управы и которая день ото дня ещё всё более и более становится небрежнее, дерзче и бесчестнее. Газеты замечают, что служащие люди не знают своего места и стремятся стать выше своего положения. Мужчины и женщины проникаются такими новыми разорительными и дурными навыками, каких прежде не было» [Лесков, 1989: 331]. Жалобы на слуг в суде во времена Лескова и в современных текстах совпадают почти текстуально. Проблему домашних работниц активно обсуждают на интернет-форумах не только женщины [Прислуга в дом, URL: http://www.animeforum.ru/index.php?showtopic=70193&st=60] , но и мужчины [Кто-нибудь в доме в доме слуг держит?, URL: http://www.autolada.ru/viewtopic.php?1=64954кто-нибудь] . Это не «олигархи» и не «дамы с Рублевки», а те, кого сегодня называют средним классом. Можно выделить два основных обсуждаемых вопроса: 1) есть ли прислуга в доме, и, если есть, то как выстраиваются с ней отношения? 2) если прислуги нет, то нужна ли она? Большинство считает, что нужна, ибо, во-первых, домашняя работа отнимает много времени, сил, и она не приносит удовлетворения; во-вторых, свободное время можно потратить более продуктивно - для отдыха, развлечений, чтения, общения с детьми и друзьями т.д., то есть удовлетворяя свои потребности; в-третьих, если можешь заплатить за труд прислуге, то лучше это сделать; к домработнице надо относиться как к наемному работнику, а не как к слуге и холопу. Вместо заключения Д. Бэлл в 1962 г. ввел понятие «постиндустриального общества» для обозначения возникающего нового общества, характеризующегося переходом от промышленного производства к производству услуг, к сервисной экономике. В теории постиндустриализма подчеркивается роль информации, знания и образования. Научно-технический прогресс, автоматизация, информационные технологии меняют тип наемного труда. Большинство трудоспособного населения будет занято в третичном секторе производства: в производстве сферы услуг и обслуживании потребностей человека [Белл, 2004]. Современная сфера услуг включает в себя не только дворецких, поваров, конюхов, но и артистов, поющих песни на «корпоративах», музыкантов, художников, дизайнеров, имиджмейкеров, копирайтеров, ди-джеев, составителей букетов, оформителей ландшафтов и т.д. «Новая» прислуга претендует на креативность своего труда, но остается зависимой, ибо всецело зависит от благожелательности покупающего его хозяина. Разнообразие услуг трудно поддается автоматизации: услуги ориентированы на человека и его потребности, а они (потребности) имеют тенденцию к возрастанию и изменению. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz