Труды КНЦ вып.33 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 7/2015(33))
Белого моря экспедиционное судно должно было проследовать на восток до 47-го меридиана, подняться по нему к северу до кромки полярных льдов и, обогнув Новую Землю, пересечь Карское море по линии мыс Желания - о. Диксон. Далее зайти в Енисейский залив, присоединиться к каравану разнотипных кораблей Сибирской хлебной экспедиции и сопровождать его до Архангельска (рис.5). К сожалению, в действительности время, запланированное для исследовательских работ, было сокращено из-за неизбежных в условиях северного открытого моря инцидентов, связанных со штормами и достаточной сложной ледовой обстановкой (рис.6). В фонде JI.A. Зенкевича Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН есть фотоотпечатки кадров, запечатлевших участников экспедиции и драматические будни полярных исследователей (рис.7). 11 сентября в районе о. Вилысицкого экспедиция на «Малыгине» встретилась с пароходами Сибирской хлебной экспедиции. В условиях неблагоприятной ледовой обстановки вместе с «Сибиряковым», «Седовым» и другими ледокольными пароходами «Малыгин» сопровождал караван судов с мукой в этом районе более 10 дней, продолжая выполнять задачи научного судна [Васнецов, 1974]. Сотрудники экспедиции стали свидетелями стремительной гибели транспорта «Енисей», до отказа нагруженного 140 тыс. пудов сибирского хлеба, и чудесного спасения команды корабля подоспевшим «Сибиряковым». Командный состав «Енисея» разместили на борту «Малыгина». В.А. Васнецов запечатлел последние минуты «жизни» затонувшего корабля: на фотоотпечатке видны торчащие из воды мачты и верхушка трубы, вскоре срезанные льдами. 20 сентября 1921 г. трагедия повторилась с большим грузовым пароходом «Обь». Его старый корпус был сильно помят льдами, груз с «Оби» было решено распределить по другим кораблям, причем в открытом море, в сильнейший шторм. «Обь» стала на якорь вблизи о. Белого. Основную часть ее груза зерна принял «Малыгин», так как его трюмы были свободнее. Но спасти корабль не удалось, и он затонул. Трагедия «Оби» была также зафиксирована фотографически. Фотоотпечатки хранятся в фонде ЛА. Зенкевича (рис. 8, 9). В первую экспедицию Плавморнина не удалось осуществить большой части намеченной программы: условия плавания были весьма неблагоприятны для того, чтобы выполнять научные работы. Зачастую приходилось делать станции не там, где нужно, а там, где позволяли обстоятельства. Небольшой объем собранных материалов на ледокольном пароходе «Малыгин» в 1921 г. не позволил сделать обобщающие выводы. Но в условиях наличия к тому времени крайне малых данных по Баренцеву, и особенно по Карскому морю, сведения, полученные в ходе экспедиции, представляли большой научный интерес и политическое значение. Также был очень ценен первый опыт в организации и производстве комплексных морских исследований научными работниками различных специальностей, который позволил определить требования к оснащению специализированного научно-исследовательского судна. Стала очевидной полная несовместимость выполнения планомерных исследовательских работ с одновременным решением хозяйственных задач [Васнецов, 1974]. 1 февраля 1923 г. Плавморнин получил свой корабль «Персей», в постройке которого участвовал и Л.А. Зенкевич - неоднократный руководитель и сотрудник научных экспедиций на «Персее» в полярных морях в 1923-1931 гг. На фотографических отпечатках, хранящихся в фонде академика, зафиксированы моменты рабочих будней ученых в экспедиции, их 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz