Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

3 августа было решено отправить первую партию ( 8 человек) на Диксон. И.К.Тихомиров остался «до второй партии. Раскупорил на берегу ящики и собрал свои вещи» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 28 об.]. 4 августа на Диксон отправилась вторая партия сотрудников экспедиции с грузом: ящики с провизией, инструментами, оборудованием. Между о.Верна и о.Диксон «...волна почти затопила лодку и смыла с нее ящики с грузом... вошли в проливчик между островами и пристали к скалам южной стороны острова, таща за собой полузатопленную лодку... Несколько человек отправились на N берег острова... смотреть, не прибило ли к берегу, чего-либо из потонувшего. Нашли ящики столяра, крышку от ящика с инструментами и сито. Все остальное погибло... в 11A20” вечера пошли дальше... Шли до Диксона еще 2 часа слишком». Заканчивает описание этого плавания И.К.Тихомиров в дневнике такими словами: «Правда, тридцативерстный переход по океану при свежей погоде на открытой речной моторке вещь не шуточная! Жаль инструментов - трудно теперь будет работать на Диксоне» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 29 об.-32]. 5-8 августа молодой естествоиспытатель характеризует в своем путевом дневнике как дни «безделья»: «... инструменты все - которые не потонули - в лагере. Актинометром наблюдать нельзя - погода пасмурная (ветер здоровый к тому же). Не знаю уцелел ли психрометр Ассмана - без него совсем швах дело. Помнится, будто он в другом ящике лежал» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 32-32 об.]. 9 и 10 августа были предприняты «вылазки» с участием ИКТихомирова в лагерь за инструментами: «...лодка была очень нагружена и при том таким грузом, гибель которого была бы гибелью всего дела» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 32 об.]. 10 августа вернуться из-за погоды на Диксон не удалось. Ночью начался шторм. Сидели в зимовье. «В 5й вечера волной залило моторку, и она затонула» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 33]. 11 августаИннокентий Константинович начал обучать персонал будущей метеорологической радиостанции обработке пилот-баллонных наблюдений [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 33 об.]. Только 14 августа удалось выбраться из лагеря: «Грузу опять было много. Почти все оставшиеся метеорологические инструменты. Утопить их было бы крайне печально... Мне страшно хотелось поскорее попасть на Диксон и мною руководило не одно только желание поскорее доставить инструменты. На Диксоне, за мое четырехдневное штормование на Павловском станке, должны уже были установить приемную станцию, а следовательно, и получить вести о военных событиях. Шутка ли с 29 июня не было никаких сведений! Не с меньшим нетерпением и на Диксоне ожидали нашего возвращения - Цельм 1 был единственным лицом, которое могло пустить в ход Болиндера2. Конечно, первые слова мои были «как дела на войне?» Мне сказали, что все благополучно и что русские войска уже на Карпатах» [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 34-34 об.]. 15-19 августа И.К.Тихомиров разбирал инструменты (Анемограф etc) и отлаживал метеорологические приборы... впервые в жизни слышал работу радио-телеграфа (надел телефоны), начал срочные наблюдения и собирать растения на Диксоне [Музей-Архив... НВФ 945. Л. 35-36]. 20-25 августа были 1Ф.Я.Цельм - моторист, военный моряк 2 Болиндер - двухтактный калоризаторный двигатель. Название происходит от имени производителя, который поставлял двигатели такого типа в Россию 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz