Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
«есть высшее проявление созидательной силы Разума и Веры» [Там же: 271]. Вера выступает, в первую очередь, в инструментальной функции: как средство обретения и поддержания уверенности в правоте и результативности предстоящего дела, а также сохранения психологической стабильности. В этой связи понятно, что понятие Веры оказывается полным синонимом обозначения института, оказывающего соответствующую духовную помощь: «сегодня я твердо уверен: Церковь в операции подъема “Курска” играла конкретную созидательнуюроль» [Тамже: 265]. Судя по воспоминаниям И.Д.Спасского, ритуальное сопровождение подготовки и самой операции было едва ли не беспрецедентным. В тексте неоднократно высказывается в клишированной форме благодарность конкретным церковным деятелям, которые особенно активно участвовали в ритуальном обеспечении мероприятий: «отдавая дань глубокого уважения и благодарности всем священнослужителям, я хотел бы отметить особую роль Владыки Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, и настоятеля Николо-Богоявленского морского собора отца Богдана. Все это время, особенно в дни наибольшего напряжения сил и нервов, я и мои коллеги ощущали их постоянную поддержку» [Там же: 265]. Соблюдая правила религиозной толерантности, автор тут же добавляет: «В это же время мы получили поддержку со стороны некоторых других конфессий, что также прибавило нам сил и уверенности в работе по подготовке операции» [Там же: 266]. В январе 2001 г. с благословения Владыки Владимира в Международном деловом центре «Нептун» в Санкт-Петербурге была открыта часовня в честь Рождества Христова. В этой часовне руководители «Рубина» и голландской компании Mammoet («Маммут Транспорт Антиллесс Н.В.») поставили свечи за успех проведения совместной операции по подъему АПРК «Курск» накануне подписания ими контракта в Москве. Часовня стала местом для бесед с духовными наставниками. Ритуальные действия были направлены на живых, которые оказались непосредственно включенными в «смертное» пространство в силу тех или иных обстоятельств. И.Д.Спасский, в частности, рассказал о том, как перед отправкой водолазов на платформу «Regalia» отец Богдан обратился с настоятельным предложением отслужить молебен в санкт-петербургском Никольском соборе и благословить российских водолазов перед выходом в море [Там же: 266]. Поскольку в задачи мемуариста входят доказательство исключительной роли церкви в духовном укреплении людей при выполнении ими сложной работы и утверждение всеобщей потребности в таком укреплении, он подчеркивает, что все водолазы испытывали великое желание получить благословение. Как руководитель и заинтересованное лицо он уверен, что подобные акты повышают ответственность исполнителей: «Надо было видеть лица водолазов во время церковной службы! Мне казалось, что именно тогда эти молодые ребята получили дополнительный духовный стержень, твердость в намерениях и окончательно прониклись ответственностью за порученное дело» [Там же: 269]. В целом текст И.Д.Спасского содержит местами скрытый, местами артикулируемый легендарный компонент. В нем присутствует внутренний сюжет «обретения веры» в процессе выхода из кризиса, причем не без помощи «чуда». Чудо может считаться необъяснимой случайностью или быть интерпретировано как ответ на молитвы. Накануне подъема, когда было принято соответствующее решение голландской и российской сторонами, «каждый из нас по-своему молил только о хорошей погоде и поддержке свыше. И случилось то, что никакой наукой и логикой 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz