Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
• метафоры: «В поисках уцелевшего снега» [Кошечкин, 1989], «Неуловимая керресь» [Плюхин, 1983], «’’Летучие камни” Севера» [Заферман, 1990]; • каламбур «Неуловимая керресь» [Плюхин, 1983]; • антитеза «Реалии против красивых деклараций» [Богданов, 2004]; • гипербола «Самое счастливое меньшинство» [Смирнов, 2005] (этот же заголовок можно рассматривать как оксюморон, если принять во внимание контекст: традиционножизнь этнического меньшинстваописывается в негативном ключе); • аллюзии: к очеркам В.В.Чарнолуского - «’’Летучие камни” Севера» [Заферман, 1990], к творчеству писателя Федора Абрамова, употребившего выражение «искать уцелевший снег» по отношению к художнику С.Г.Писахову, которому посвящена статья Б.И.Кошечкина [Кошечкин, 1989], к документам XVII в., которые упоминал в своих трудах И.Ф.Ушаков, - «Промыслы лежат преизящные, но для кого?» [Смирнов, 1991]; • развернутые словосочетания и предложения: «Куйва живет в Лукоморье» [Ткачев, 2001], «Священные камни у Белого моря» [Барышев, Филин, 2000], «Священные камни саамов» [Киселев, 1981], «К шаманам, которые не умирают» [Горшков 2000], «Наше великое прошлое в скалах Саами» [Стоцкий, 2005]. В литературоведении принято говорить, что перечисленные языковые средства способствуют созданию образности. Действительно, они являются строительным материалом для конструирования не только художественного, но и этнического образа кольских саамов. Последний можно рассматривать как часть географического образа Кольского Севера. Метаморфоза политического статуса региона Мурманской области конца 1980-1990-х гг. и последовавшее за этим изменение отношения к вопросам этничности перенесло внимание читательской аудитории и журналистов от Центра к северным территориям и к населяющим их коренным народам. Саамы Кольского полуострова, ставшие объектом пристального интереса, наилучшим образом отвечали задачам СМИ и публицистики этой эпохи. Во-первых, они воплощали представления о Севере как об этнической территории их проживания, способствуя тем самым формированию географического образа одного из регионов России. Во-вторых, помогали росту этнического самосознания представителей самого русского общества, почти утратившего этническую идентичность в советское время. В-третьих, родство групп российских и скандинавских саамов, из которых последние описывались как эталон развития народа, совмещающего традиционные промыслы и высокий «европейский» стандарт жизни, могло служить дополнительным стимулом к международному сотрудничеству с западными государствами. Список литературы Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц Кучково поле, 2001. 286 с. Барышев И., Филин П. Священные камни у Белого моря // Наука и религия. 2000. № 8. С. 22. Бассин М. Россия между Европой и Азией: Идеологическое конструирование географического пространства // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. М.: Новое издательство, 2005. С. 277-310. Белобородова И.Н. Евро-Арктический Баренцев регион в геополитической перспективе. URL: http://barentsculture.karelia.ru. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz