Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
Примечательно, что основным способом пробуждения национального самосознания у кольских саамов авторы считают не столько возрождение хозяйственных промыслов и традиционного образа жизни, сколько взаимодействие с зарубежными саамскими группами, при этом в стороне остаются исторически сложившиеся культурные различия между ними: «Однако полнокровное и осознанное национальное развитие кольских саамов как этноса в будущем, может быть обеспечено только вхождением их в орбиту общесаамскош этнокультурного и социально-экономического сотрудничества на равных» [Там же: 36]. Наличие родственных этнических групп на территории благополучных соседних государств рассматривается как большое преимущество российских саамов перед другими КМНС1, «которым не на кого опереться в этом мире» [Смирнов, 2005: 162]. После того как кольские саамы обнаружили, что «рядом с ними живут богатые, образованные, политически активные и довольно многочисленные браться по крови, готовые прийти им на помощь» [Там же], заявления об общесаамской идентичности приобрели политический характер и стали актуальны, в первую очередь, для самого саамского населения Мурманской области. Несколько преувеличенные представления о тесных контактах между кольской и скандинавскими группами привели к распространению в журнальных публикациях мнения о массовой эмиграции российских саамов в соседние страны: «Норвежский север для российских лопарей сегодня - это то же самое, чем были США для разрушенной послевоенной Европы: источник надежды и предмет мечтаний» [Там же]; «В районе проживает немало коренных жителей саамов, которых некогда “окультурила” Советская власть, дав им в качестве письменности кириллицу, а ныне их принимают Финляндия и Норвегия, подобно тому, как немцев принимает Германия, а евреев - Израиль. Некоторая часть уехала, другая - осталась» [Ткачев, 2001: 138]. Наряду с постулатами о необходимости роста этнического самосознания у саамского населения в текстах публикаций встречается мнение о том, что кольские саамы и без посторонней поддержки успешно двигаются в этом направлении. По мнению одного из авторов, их отличает от других народов Севера России «высокий уровень образования и культуры, мобильности и гибкости в общении с представителями других народов и слоев общества» [Богданов, 2004: 37]; для них характерно стремление «к овладению разносторонними и высококвалифицированными профессиями; к восстановлению духовных и культовых обрядов, бытовых особенностей ведения хозяйства, традиционных видов одежды, обуви и головных уборов; к совершенствованию национальных ремесел, песен и танцев. К характерному, только для русских саамов, морально-этническому самовыражению» [Там же]. Согласно точке зрения сторонников этого мнения, незнание культуры саамов обусловлено вовсе не низким уровнем развития и сохранения их этнической культуры, а отсутствием интереса со стороны российского общества, которое зарубежные традиции привлекают гораздо больше, чем этнокультурные особенности народов собственной страны: «Чудеса совершенно необязательно искать в других странах. В своей полно. Живя в Москве, как-то привыкаешь, что шаманы, снежные люди, страшные орудия исчезнувших цивилизаций, добрые и злые духи - герои газетных 1Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz