Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

их и сделали предметом поклонения [Там же]. Геолог Я.Киселев в своей публикации предположил, что сейды на подставках принадлежали роду, а с булыжниками наверху - семьям, и создание сейдов имело несколько этапов. Первоначально саамы поклонялись валунам, лежавшим на приметных местах, затем стали поднимать их на подставки; следующий этап - сооружение сейдов из нескольких валунов разной величины и формы, придание этим сооружениям очертаний того или иного существа - птицы, зверя и, наконец, человека [Киселев, 1981: 33]. В отдельных публикациях встречаются описания конкретных сейдов: например, сейдов, найденных в 1999 г. в Кандалакшском заливе Белого моря сотрудниками Морской арктической комплексной экспедиции [Барышев, 2000: 22], или сейдов «Праудедки» и «Летучий камень», обнаруженных В.В.Чарнолуским, по следам которого была предпринята еще одна экспедиция [Горшков, 2000: 18]. Второй популярной темой в публикациях, посвященных культуре кольских саамов, является шаманизм. В основном деятельность саамских нойдов описывается по этнографическим дореволюционным источникам: трудам Н.Н.Харузина, исследователя сибирского шаманизма В.М.Михайловского, зарубежных авторов Я.Циглера и И.Шеффера. Текст В.М.Михайловского можно узнать в сообщениях о социальной функции, подвижничестве саамского нойды: «Да, шаман, действительно посредник, но посредник между людьми и суровой Арктикой, которую он очеловечивает; посредник между членами сообщества в разрешении их конфликтов, наконец, посредник в установлении внутреннего мира сомневающегося и страдающего соплеменника. Таким образом, нойда старается привести к гармонии все, на что обращается его искусная деятельность» [Рыков, 1991: 61]. Только в одной публикации встречается описание личной встречи автора с саамским шаманом, но лишенное этнической экзотики и романтики. Тот предстает как «безумного вида <...> человек лет 27. Зубов у него не хватает, на лице - страшноватая улыбка, одет он как нечто среднее между бомжом и клоуном» [Ткачев, 2001: 143]. Этот же автор стал свидетелем одного из магических умений, правда, другого шамана, который мог ввести в транс [Там же]. В журнальных публикациях сообщаются фольклорные сюжеты, связанные с колдовством саамов, например, о вызывании урагана и ветра при помощи развязывания узелков [Рыков, 1991: 59]. В одном из текстов приводится интересная интерпретация получения дара нойдой: одному нойде явился дух-карлик (возможно, имеется в виду чахкли) с деловым предложением заключить с ним договор и стать шаманом [Там же]. Рассказы о колдовстве сопровождаются современными мифами о гибели туристов: «До сих пор в Саамиедне (земле саамов) бушуют ураганы и гибнут путники» [Там же]. Мистический ореол, окутывающий Кольский полуостров, может осознанно обыгрываться в тексте публикации. Так, упоминания паранормальных и мистических явлений, а также стиль статьи «Куйва» указывают на сказочный характер подобных сведений: «Да, в округе неоднократно наблюдали снежного человека, некоторые бабки так и просто утверждают, что его подкармливают» [Ткачев, 2001: 139]; «А по дороге на Сейдозеро лежит себе спокойненько обломок самого настоящего НЛО. Главное божество саамов зовут не иначе как Куйва. Такая вот интересная жизнь на Крайнем Севере» [Там же]. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz