Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
Несмотря на упомянутый миф о Русском Севере, важный для формирования общерусской идентичности, исследователи все же отмечают, что европейский Север России (Северо-Западный федеральный округ РФ) никогда не являлся сугубо русской территорией, а был и остается полиэтничным регионом [Шабаев, 2010: 76], в котором, тем не менее, отмечается численное превосходство этнической группы русских. Так, на примере Мурманской области видно, что русские составляют 80,75% всего населения данного региона [Всероссийская перепись населения 2010 года, URL: http://www.gks.ru/fee_doc/new_site/perepis2010/croc/perepisjtogil6121itm] , что, вероятно, и позволило им оценивать себя как доминантную этнокультурную группу, а свое окружение как культурную периферию. На протяжении истории освоения Кольского полуострова этнический состав его жителей постоянно изменялся и усложнялся. Население этого региона принято делить на а) постоянное, к которому относятся коренные жители саамы и старожилы поморы, и б) непостоянное, включающее русских колонистов и их потомков, а также переселенцев советского, а затем и постсоветского времени. Эпоху Советского Союза можно считать наиболее статичным этапом в истории Кольского Севера, когда в целом был сформирован его этнический состав [Змеева, 2011: 20]. Процессы урбанизации, унификации образа жизни, а также идеология советского режима, ориентированная на «дружбу народов» и формирование «советского человека», привели к усилению контактов и определенному нивелированию культурно-этнических различий между представителями различных групп Мурманской области. В сознании людей закреплялось восприятие этнической идентичности как «вторичной» на фоне национальной, «общесоветской» идентичности. Распад СССР, последовавшие за ним экономический и политический кризис вызвали новую волну изменения этнического и численного состава населения. С одной стороны, названные обстоятельства привели к перманентному снижению численности жителей Мурманской области (в том числе за счет уезжающих с Севера), с другой стороны, ее этнический состав в 1990-е гг. пополнился так называемыми «новыми мигрантами» из бывших союзных республик, особенно «южных» [Там же: 22]. Напротив, потомки «старых мигрантов» (русских переселенцев из других регионов) активно стали покидать Кольский Север. Этот процесс исследователи называют «деколонизацией» [Шабаев, 2010: 76], в результате которой доля нерусских этнических групп в составе населения Русского Севера постоянно возрастает. Все вышесказанное приводит к определенным противоречиям между географическим образом-мифом (Русского Севера в целом и Кольского Севера в частности) и реальным положением дел, когда на фоне выстраивания знака тождества между понятиями «Север» и «русский»реальное северное пространство становится русским все меньше. Суверенизация, сопровождающая распад Советского Союза, создала почву для новой актуализации этничности взамен этничности советской. Так, саамское население, этническая культура которого сильно пострадала в советское время в результате коллективизации и укрупнения поселений [Гуцол, Виноградова, Саморукова, 2007; Allemann, 2013], в перестроечную и постперестроечную эпоху приобрело более высокий статус по сравнению с другими этническими группами Мурманской области за счет возросшего этнического самосознания и тесных контактов с западными саамами. Сейчас кольские саами стали своего рода этнокультурным маркером Кольского Севера как в туристической, так и в научной сфере [Разумова, Петров, 2005]. Отмечается высокое этническое самосознание и среди поморского Историко-культурный контекст 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz