Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

все же дискурс-анализ - «самый разносторонний и многообразный из всех методов, позволяющих анализировать процесс человеческого общения» [Леонтович, 2011: 104], независимо от канала передачи информации (в данном случае таким каналом является письменное сообщение) [Моль, 2008]. Именно дискурс, сложное коммуникативное явление, объединяющее интра- и эксгралингвистические факторы, раскрывает в полной мере социальный мир коммуникантов, в результате которого происходит совместное творение смыслов [Дейк, 1989]. Дискурсивный анализ позволяет рассмотреть образ Кольского Севера как воображаемое пространство, а этнические группы этого региона - как воображаемые этносы, возникающие в ходе интеракции между авторами журнальных публикаций, сообщающими некую информацию, и читателями, интерпретирующими эту информацию в рамках определенных фреймов1 [Дейк, 1989: 12-13, 16]. Представляется, что журнальные тексты имеют некоторые преимущества перед газетными материалами в силу того, что выходят в свет значительно реже газет, а значит, отличаются более основательным содержанием, хотя и с некоторыми потерями оперативной информации. Если способ подачи газетного материала способствует формированию у читателя «мозаичной», разрозненной картины мира, состоящей из иерархически не упорядоченных сообщений [Моль, 2008: 46], то журнальные тексты являются не только более объемными, но и более информативными и аналитическими. Так как они не привязаны ни к новостному поводу, ни к пространственно-временной шкале, то способны создать любой образ, например, «выстроить образ древности, занимающий центральное место в имплицитном представлении об общности людей» [Бергер, Лукман, 1995: 22] или сконструировать этнокультурный облик региона. Материалом для исследования этнокультурной специфики Кольского Севера в СМИ послужили журналы постсоветского периода, главным образом, центральные издания, имеющие более широкий круг читательской аудитории по сравнению с региональной прессой. В источниковую базу не были включены так называемые электронные (онлайн) журналы, которые меняют отношения с читателем, стимулируя желание взаимодействовать с изданием более длительное время [Российская периодическая печать, 2013: 39], и уводят масс-медиа из пространственной во временную плоскость. Взамен типологии по критерию территории распространения, в которой выделяются центральные, региональные, муниципальные издания, электронные источники приобретают совсем другие характеристики. Кроме того, онлайн-журналы и электронные версии печатных изданий относятся, скорее, к интернет-дискурсу и поэтому остаются за рамками нашего внимания. Наиболее важными критериями для дискурс-анализа этнокультурного облика Мурманской области в СМИ являются следующие: • хронологические рамки; • область распространения; • историко-культурный контекст; • характеристика отправителя и получателя информации; • тематика и содержание публикаций; • цель интеракции. 1 Концептуальные системы, организованные вокруг некоторых концептов, которые содержат основную, типическую и потенциально возможную информацию, ассоциированную с тем или иным концептом 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz