Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
характер. Еще академик Д.С.Лихачев отметил связь между русской культурой и Севером: «Но самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это тем, что он самый русский. Он не только душевно русский, - он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре» [Лихачев, 2004: 3]. Можно сказать, что произошла своеобразная мифологизация северных территорий России, особенно ее северо-западных регионов, в результате которой родился культурный миф о «Русском Севере», воспринимаемом обыденным и отчасти научным сознанием как «монолитная древнерусская культура», сохранившая в «первозданном виде главные культурные достижения наших предков» [Теребихин, 2004; Белобородова, URL: http://barentsculture.karelia.ru ]. Из всех институтов общественного мнения, которые могут влиять на массовое сознание [Андерсон, 2001], самую значительную роль в конструировании воображаемого пространства / географического образа играют СМИ, которые занимаются сбором (и отбором), осмыслением и трансляцией информации о регионе на базе относительно узкого набора тем и событий [Титков, 1999]. Ведущее значение в этом процессе, без сомнения, отводится телевидению и Интернету, однако нельзя недооценивать и печатную прессу. Согласно опросу ВЦИОМ, имевшему целью выяснить степень доверия пользователей интернета различным информационным ресурсам, люди чаще полагаются на информацию, полученную вне Интернета. Печатным СМИ доверяют 63% опрошенных. Большее количество голосов (70%) получили только выпуски теленовостей. Печатную прессу читают 77% опрошенных, электронную - только 59% [Российская периодическая печать, 2013: 43-44]. Доверие читателей печатным источникам СМИ превращает последние в мощное орудие манипуляции общественным мнением и представлениями о каком-либо регионе, в том числе о его этнокультурных особенностях. При этом пресса не только способствует формированию этнических гетеростереотипов, но и «закладывает основы самопознания и самоопределения, в том числе и национального» [Глазырин, 2011: 238-239], другими словами, влияет на этническую самоидентификацию. Некоторые исследователи рассматривают этничносгь как механизм, интегрирующий отдельных индивидов в единую общественную систему при помощи массовой информации. По словам исследователя глобальных коммуникаций М.Е.Прайса, «радио, телевидение, печать становятся не только поддерживающими мультиэтническую гармонию генераторами, но и опасными орудиями, способными подорвать многолетний этнокультурный уклад различных этнических общностей и привести к межнациональной напряженности» [Прайс, 2004: 25]. * * * Для изучения публикаций СМИ обычно используется метод контент-анализа. Этот метод был применен в ряде исследований печатной прессы Мурманской области на материале газетных текстов [Давыдова, 2009; Лукина, 2007; Иваншцева, 2008, 2013 и др.]. Из данных работ особый интерес для настоящей статьи представляет монография О.Н.Иваншцевой, в которой была выявлена роль региональной прессы в формировании толерантного отношения жителей области к представителям других этнокультурных сообществ [Иванищева, 2008: 64]. В частности, было отмечено, что местные СМИ создают положительный образ Мурманской области как толерантного региона, в котором уживаются люди различных национальностей [Там же: 71]. При всех достоинствах метода контент-анализа хочется отметить, что, на наш взгляд, наиболее широкие возможности для изучения содержания текстов предоставляет 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz