Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

их личные качества, отношение к церкви, по мнению респондентов, в советский период и последующее время различались. Самоотверженность и бескорыстный труд ассоциируются и находятся в причинно-следственных отношениях с тяжелым прошлым переселенцев. Этичерты характерауже не отмечаются у современныхприхожан: В храме вели все себя благоговейно, трудились бескорыстно, во славу божью. А потом уже защитить храм было некому, когда его стали выселять. Не было таких людей, кто бы мог как то защитить храм, и его выселили отсюда, за пределы города (Инф. 1). Речь идет о перемещении храма Казанской иконы Божией Матери в 1985 г. Событие не просто негативно оценивается, но используется в качестве прецедентного факта, позволяющего выявить «исторические» различия общности верующих. В ретроспективе отмечаются доброта и сплоченность - особенности, которые прихожане также связывают с историко-демографическими особенностями города: Здесь настолько люди дружны, настолько порядочны, настолько они всегда могут оказать поддержку. Здесь особенные люди в Кировске. Таких вот нету нигде, мы и в Мурманске были - чуть-чуть уже другое отношение. А здесь с открытой душой люди. Здесь очень добрые люди. Возможно, как раз вот эти репрессии, вот эти страдания, им приходшось быть здесь сплоченными, поддерживать друг друга. Их это вот так закалило (Инф. 4). В качестве важной особенности местной православной культуры часто отмечается женское влияние на формирование и развитие приходской жизни. История о трех Мариях (Пузо, Лапицкая, Рябинина) - подвижниц благодаря которым и был открыт храм в 1946 г., легенда о поездке Лапицкой к Сталину, истории о монахине Евдокии (Волковой) - все это обильно представлено в рассказах прихожан. Подобные полумифические мотивы, ставшие частью местного церковного фольклора, уже рассматривались в научных работах [Давыдова, 2015]. Преобладание женщин в приходе подтверждается всеми респондентами: Ну, Вы знаете, это вообще во всех русских храмах красной линией проходит, что женщин больше. Помните, белые платочки, не первый раз говорю. То есть, что вот именно женское начало - это чувствуется, да. А знаете почему, это мое лично мнение, что это сорок шестой - сорок восьмой, до пятидесятого года - мужчин-mo война же забрала (Инф. 3). Таким образом, отмечается роль женщины в поддержанииправославной культуры во временаСоветскойвласти, зачастуюдаже как хранителяправославия в России: Вообще, в советское время все на себе несли женщины, вот эти белые платочки. Так их и называли - бабушки-белые платочки. Они несли свою веру, сохраняли. Мужчины, они, конечно, работали, их преследовали. А женщины, все равно они шли. Вообще, вся вера наша православная сохранилась благодаря «белымплаточкам» (Инф. 4). В то же время верующей прихожанке отводится роль помощницы и опоры мужчины: Так что здесь психология женщин так и задумана. И она неравноправна мужчине. Типа помощник, а помощник - он всегда более стойкий, более трудолюбивый, более выносливый (Инф. 5). 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz