Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Кроме того, любое проявление интереса к религии, по словам респондентов, попадало во внимание властей: Учитывая то, что я была членом партии - вообще вопрос был закрыт. Интерес к таким вопросам [по истории храма - Я.О.] тоже преследовали. Допустим, если мы туда идем, значит уже шли люди, те которые, в общем, нас видели. В общем, по нашим действиям могли уже наказать. В виде выговоров, в виде исключений из партии, то есть было даже такие вещи. Запрещалось (Инф. 2). Однако, начиная с начала 1980-х гг. можно наблюдать значительный спад подобного внимания к верующим со стороны местных властей. По крайней мере, по свидетельству информанта, занимавшего должность заместителя секретаря парткома АНОФ-1 по идеологии в период 1980-х гг., отношение местного начальства к религии было весьма спокойным: Было такое течение, были разборки, если кто-то покрестят или еще чего. Но именно у нас, в нашей организации не было таких случаев. Почему не было, не знаю (смеется). А так, вообще слухи ходили, что, опять же громко скажу, карали, все это самое. В общем, крестили и молодежь же, комсомольцы, и на моей практике не было ни одной разборки (Инф. 3). Подобное отношение руководства местных предприятий к вопросам идеологии, объясняет протоиерей о.Василий (Данилец). По его словам, начальство фактически составляло особый пласт верующих вместе с местными чиновниками: Начальники были даже некоторые, я знаю. Но те более рисковали, прятались там, вызывали на дом священника (Инф. 5). Внехрамовые религиозные практики Большинство прихожан отвергают идею, высказанную о. Василием (Данильцом) о том, что население центральных районов полуострова не испытывало значительного недостатка в храмах, учитывая среднюю численность населения в совокупности с территориальной доступностью существовавшего уже храма [Обухов, 2014: 173]: Одного храма было маловато. Что заполняемость была очень плотная и стоять было очень тяжело. Поэтому, я считаю, что в то время один храм - этого было мало (Инф. 2). Некоторые прихожане выразили уверенность в том, что до сих пор существует нехватка храмов: Нужна была еще церковь. Сейчас, конечно, на двадцать третьем очень мало людей ходит. Там же немножко другой, как бы, статус. Там немножко все по-другому, чем у нас в церкви. Не знаю. Я думаю, что нет. Во-первых, та церковь была совсем не по пути, так скажем. Я не скажу, что их и сейчас очень много (Инф. 3). Нехватка храмов создавала особые потоки паломнической миграции в Кировск из других городов Мурманской области, в особенности тех, которые были лишены храмов на тот момент: И из Мурманска, из Мончегорска все время были здесь люди. Были. Они и ночевали здесь. И в первом храме были, там были места в сторожке. И люди разбирали людей к себе. И на двадцать третьем километре тоже, там были комнаты специально, с кроватями. Как гостиница (Инф. 1). 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz