Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Таким образом, культурная политика предприятия-градообразователя, направленная, в частности, на укрепление связей с РПЦ и на создание соответствующего имиджа предприятия, реализовалась при известномдавлении на работников. Место под постройку храма - на выезде из города - также изначально не нравилось прихожанам и членам общины. Городские власти предлагали общине различные места. Однако окончательным стало решение строить церковь на улице Солнечная [ГОКУ ГАМО Ф. Р. 432. On. 1. Д. 322. Л. 27]. В этой связи появляются оправдательные мотивы, адаптирующие к ситуации. Территория, на которую переместился храм, наделяется особым смыслом. В частности, она ассоциируется с драматической историей города, на строительстве которого трудились спецпереселенцы и заключенные: «Теперь открылось, что и железную дорогу в Кировск строили заключенные священники, присланные с Соловков, умиравших хоронили под шпалами. Так сказать мощи под спудом рядом с нами. Кругом святые места»! (Из записейА.А.Ляпинской). Находятся и другие основания для сакрализации места: Помнят старые прихожане, что на этом месте в доме жил один из священников нашего храма. Да и красиво будет при въезде в город, хотя храм создается не для внешней красоты, а для молитвенного общения с Богом... Старые же прихожане рады, говорят: «Теперь нас мимо храма не пронесут! Теперь нас мимо храма не пронесут! » (Инф. 2). Вся история Кировска конструируется как цепь тяжелых испытаний, выпавших на долю людей, строивших город [Разумова, 2009: 6]. Это обстоятельство сказывается на самоидентификации жителей: Все как у всех. Здесь точно так же учатся и работают, водят детей в школы и ездят в отпуск к морю, задаются вечными вопросами и возводят храмы. Разве что люди здесь особой закалки - потомственные «спецпереселенцы» (Инф. 2). Подводя итог, отметим главные культурные смыслы и факты, которые связываются с историей кировских храмов. Строительство первого храма в социалистическом Кировске сопряжено с явлением «чуда» и «государевым благоволением». Большая роль отводится отдельным личностям, в числе которых А.Е.Ферсман, представленный в ряде текстов в образе творца и «гения места». Переезд храма, постройка церкви на новом месте расцениваются как разрушение культового объекта, влекущее за собой необходимость искупления страшного греха. В оправдание перемещение церкви зачастую связывается либо с божественным волеизъявлением, либо с историческойсудьбой города, егожителей. На сегодняшний день в Кировске действуют два православных храма: новая Церковь Спаса Нерукотворного Образа господа Иисуса Христа, а также храм при Хибиношрском женском монастыре в честь Казанской иконы Божией Матери. Новый храм занял прочное место в сознании кировчан, и какой будет история появления и «жизни» храма в представлениях горожан - предмет дальнейшего исследования. Список информантов Инф. 1- жен., 63 года, род в г. Горьком научный сотрудник, атеист, Кировск. Инф. 2 - жен., 73 года, род. в Южно-Сахалинске, неработающая пенсионерка, член православной общины, Кировск. Инф. 3 - жен., 70 лет, неработающая пенсионерка, член православной общины, Кировск. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz