Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Несмотря на то что в постсоветский период ситуация в стране в отношении постройки православных храмов кардинально изменилась, новую церковь в Кировске удалось построить не сразу. По рассказам информантов здесь православным людям невольно «помогли» свидетели Иеговы: «На заседании горисполкома было зачитано заявление свидетелей Иеговы с просьбой дать разрешение на строительство областного центра на улице Парковой <...>. Все присутствующие в зале вскрикнули: - Как? И даже весь зал встал! - Десять дней назад мы отказали в строительстве православной церкви! Сошлись на том, что теперь разрешили строить и православную церковь и центр свидетелей Иеговы... В последствии мэру города Кировска, ставленнику из объединения «Апатит», руководство градообразующего предприятия просто сказало: “В Кировске никогда не будет областного центра свидетелей Иеговы...”» (из записей А.А.Ляпинской) В рассказах информантов о сооружении церкви на улице Солнечной присутствует мотив строительной жертвы - «обычая, распространенного по всей земле и у народов всех культурных ступеней», согласно которому «в поверьях и легендах о строительстве жильцам или строителям вновь отстроенного дома грозит всегда близкая и верная смерть» [Зеленин, 2004: 146]. Главную жертву храму принес его священник, который вскоре после возведения церкви скончался в результате тяжелой болезни: ... поэтому отцу Михаилу было полегче, конечно, ео-о-о (пауза) найти контакты. Хотя стоило ему это здоровья, не просто так это. Здоровье его подкачало. Ему стоило это здоровья <... >. Были и-и-и противодействия такие, несомненно, против батюшки. Естественно было, которые ему так приходилось так претерпевать, преодолевать. И вот теперь его не стало (Инф. 2). Мотив добровольных пожертвований характерен, в первую очередь, для рассказов воцерковленных верующих, которые следуют культурной традиции: «Каждый искренне верующий человек не считал возможным для себя отказаться от участия в трудах или приношениях для храма, дабы не прогневить своим нерадением Бога» [Громыко, Буганов, 2000: 61]. По рассказам информантов, была также принудительная «жертва», принесенная работниками градообразующего предприятия ОАО «Апатит». По мнению воцерковленных верующих, материальные пожертвования на храм спасут не только самих благодетелей, но и их внуков и правнуков: Все-таки они организовали всех людей, люди жертвовали, хотя некоторые и не добровольно, возмущались, что как это так, там какую-то сумму они из своей зарплаты! Ну, а как же! Когда... как же там с блином-то с этим? Да! Этот один и говорит, что один там такой жадньій-жадный. Жадный-жадный. Ну, это в притчах где-то есть. Ну, никак вот он такой злой, такой жадный, такой богатый и никому ничего не дает. В общем, в ад попадет. А этот блаженный говорит. Дай я у него сейчас выпрошу чего-нибудь. Вот он идет, просит - Дай мне, дай мне! А тот ниче не дает. Тот ругает, ругает, такой-сякой отстань от меня, а потом со злостью-то отломил. Он чего-то жевал. Отломил ему да и бросил: - На тебе! И все! и вымолил. Вот это ведь .... бросил со злобой. А тот его и вымолил из ада в итоге» (Инф. 2). 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz