Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Переставая существовать как культовое сооружение, церковь переживает своего рода реинкарнацию. Ее жизнь переходит в иное качественное состояние: она продолжается тайно, не для всех, и лишь изредка прорывает оболочку реального мира. На месте разрушенной святыни мирская жизнь, по мнению информантов, невозможна: ...Вот им надо дом построить. Построили дом, а люди жить в нем не могут. На том месте стоит дом, вот так вот он стоит. А люди-то там жить не могут. Почему? Потому что надо жить по-монашески. Такое место. Там ангелы не покидают. Храм стоял. Ангелы это место не покидают. Но если, где ангелы находятся. Как можно жить мирской .жизнью? Плотской такой? И поэтому мы там. Жалуются люди. Они жить там не могут. Они жить там не могут. Особенно в средних подъездах (Инф. 2). Новое место сначала не нравилось членам общины: Заступиться было некому при такой четкой формулировке: «Или здесь, или нигде» (Инф. 2). В местной периодике находим высказывание священнослужителя отца Баюра, характеризующего место как «жертвенное»: «Неподалеку от храма проходит железная дорога. Она построена на человеческих костях. Людей, работавших на дороге, умирало очень много. Никто не заботился о том, чтобы относить усопших и хоронить на кладбище. Зарывали прямо рядом с железнодорожным полотном» [Сиротинская, 2002: 3]. Постепенно, по мнению воцерковленных верующих, окружающий мир около церкви в поселке Юкспорр начал «преображаться» (рис.2): «От всего отдаленного и в целом заброшенного района каким-то непонятным образом исходит благотворное влияние храма» [Внашем храме я чувствую благодать, 2000: 4]; Вот на двадцать третьем километре благодаря тому, что там находится храм, теперь уже это монастырь, погода всегда лучше и чаще проглядывает солнце. Бывает в Кировске пасмурно, мрачно, а приезжаешь туда, а там вовсю солнце светит! (Инф. 7). Рис.2. Церковь Казанской иконы Божией Матери в поселке Юкспорр (Фото автора, октябрь 2013 г.) 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz