Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Кировск был местом, куда съезжались, привозились и были сосланы люди из разных краев и областей России. Будучи местом «собирания людей», в период строительства храма город стал также местом «собирания святынь». Иконы были в числе тех предметов, которые при малейшей возможности переселенцы забирали с собой при переезде: «Некоторым переселенцам удалось привезти с собой семейные иконы. Брать из дома в лучшем случае разрешалось только самое необходимое, и для многих в числе предметов первой необходимости оказались иконы. Маленькие образа и нательные кресты зашивали под подкладку пальто, те, что покрупнее, прятали в мешках среди тряпья. Знали, что рискуют, но вера была сильнее страха» [Спецпереселенцы в Хибинах, 1997: 178]. Иконы для новой церкви собирали по всем сопредельным территориям, отправляя специальные «экспедиции». Этому способствовала относительная близость Соловецкого монастыря. Показательно, что участвовало в этой деятельности и местное коренное население: «За ними специально ездили в Вологду, в Карелию. Лопари из Ловозера ездили зимой на Соловки и обменивали иконы на мясо» [Ляпинская, 2011: 12]. Церковь в Кировске стала местом, которое посещали верующие изо всех ближайших городов, даже из Карелии. За время его существования сменилось 30 настоятелей [Берлин, Королева, 2006: 147]. Чудо сопровождает не только появление храма в честь иконы Казанской Божией Матери, но и его последующее существование: «Но тут еще есть второе чудо. Надо просто видеть его. Сейчас, говорят, чудес-то и нет. А они и в нашей жизни бывают. Вот при Хрущеве новые гонения не коснулись нашего храма. Это уж явный покров Богородицы» [Рябова, 2007: 11]. Просуществовал храм на улице Полярной до 1985 г. Когда здание окончательно обветшало, исполком Кировского горсовета выделил списанный деревянный дом под обустройство церкви на улице Железнодорожной 8 в поселке Юкспорр [ГОКУ ГАМО. Ф. Р-7. On. 1. Д. 2169. Л. 25]. «Переселение» храма. Храм в поселке Юкспорр Переезд на новое место верующие восприняли тяжело: Тут как раз люди болезненно это восприняли <... >. Денег хватило бы на постройку нового храма. Но не разрешили <... >. Благодаря бескорыстной христианской жертвенности, незаметному подвижничеству, верности своему Отечеству и вере предков, они вложили свою лепту, они безропотно перенесли то горе, когда выселяли православную церковь из города на двадцать третий километр» (Инф. 2). Циклы рассказов о разрушении церквей и гибели церковного имущества, как справедливо пишет Ю.М.Шеваренкова, объединены темой святотатства, греха и наказания за него. Ярко выраженная дидактическая направленность этих рассказов выражена в упреке, адресованном не времени или эпохе, а самому человеку. Ведущий мотив всех рассказов - тема наказания. Разрушение церкви осознается как страшный грех. Рассказчик не только воспроизводит ситуацию того времени, но и сопрягает ее с последующими временами и будущим поколений [Шеваренкова, 2004: 67-69]. Легендарные рассказы о разрушении церкви и наказании за этот грех бытуют, в частности, в г.Кандалакша [Разумова, 2009: 125; История семьи Жидких, 2013: 23]. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz