Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

В цикле преданий о заселении и освоении края в особую категорию выделяются тексты, повествующие о выборе места для основания объекта культового назначения [Криничная, 1991: 13]. В данном случае выбор осуществлялся с участием небесной силы, прежде всего в лице некоего человека, странника-богомольца. Это традиционный персонаж народной христианской мифологии, который выполняет посреднические функции и является проводником высшей воли [Панченко, 1998: 118-119; Щепанская, 2003: 434]. Материальным атрибутом ритуального выбора места выступает икона. Мотив явленной иконы, ведущий начало из фольклора, но модифицированный в соответствии с новыми контекстами, является одним из самых устойчивых и распространенных «общих мест» в агиографической литературе [Криничная, 1991: 231]. Свято-Казанский храм расположился на склоне горы Айкуайвенчорр и представлял собой одноэтажныйдеревянныйдом наулице Полярной (дом№ 24) (рис. 1). Рис.1. Церковь Казанскогі иконы Божиегі Матери (Фото Т.АДудоревой., 1982 г.) Храм был освящен по благословлению Святейшего патриарха Алексия Первого 21 июля 1946 г. епископом Леонтием [Берлин, Королева, 2006: 143]. «Обживание» храма Убранство для храма, иконы и утварь в Свято-Казанском храме были «дорогие», прежде всего, с точки зрения их символической ценности, так как они приехали вместе со спецпереселенцами из разных уголков страны, были вывезены и сохранены в экстремальных жизненных обстоятельствах: Мария Филипповна родилась в 1891 году в Вологодского области , в поселке Вытегра < . .. > в 1929 году раскулачили и выслали в Хибины <... >. В доме было много икон , часть которых отдана при открытии храма , а остальные были преданы по завещанию после смерти в 1973 году (Инф. 8). 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz