Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
упоминание известных личностей весьма характерно для малого города: «они привлекаются к местной истории с тем, чтобы повысить авторитет города, особенно провинциального, служить знаком этого авторитета, своего рода достопримечательностью» [Разумова, 2003: 549]. Место для храма Мифологический сюжет истории Кировска - это бой коллективного героя с противником - природой, воплощенной в камне, горах. История драматизируется участием в постройке города особой категории людей - спецпереселенцев [Разумова, 2009: 22-24]. Тот факт, что первая церковь в послевоенные годы появилась именно в Кировске, оценивается информантами, имеющими непосредственное или косвенное (например, через семейное знание) отношение к строительству первого православного храма, как ответ на страдания людей, которых привезли строить соцгород: Соб.: Вот до того, как стали строить церковь, какздесълюди веровали? Инф.: Ну, приехали же они сюда чаще всего не своей же воле. Приехали. Их прислали. Сослали, добрых, хороших людей, тружеников. Потому что я многих <...>. Вот их сюда сослали и все. А то, что, какрассказывали люди, которые причитали там, как они приехали, сколько у них страданий было. И младенцев похоронили и сами там, их в палатки поселили, волосы примерзали к подушке, это же страшно было. Но были и добровольцы, были и добровольцы, которые приехали сюда по зову. По такому зову, а к ним приехали, может быть, родители, так как вот мои бабушка и дедушка приехали добровольно. Добровольно. Называется это добровольно, называется это добровольцы Ну, я думаю, что не одни они такие были. Потому что там пистолет к голове, что вступай в колхоз. Пистолет к голове подставляют. То есть ты должен вступить в колхоз, а если не вступишь, я тебя застрелить должен (Инф. 2). Место для постройки храма определяется не людьми, а «явлениями», знамениями - в полном соответствии с легендарной традицией. Существует легенда, согласно которой место для постройки первого Кировского храма возникло не случайно: «В город приехал, согласно легенде, благочестивый человек из города Печоры Псковской области. Он ходил везде и молился. И ему было открыто: имя и икона Казанской Божией матери от того места, где был вокзал, в гору и он шел за ней. Где она остановилась, там и был выстроен храм» [Ляпинская, 2011: 8]. Ландшафтные особенности Кировска способствуют выбору идеального для сакрального объекта места: храм располагается на горе. Показательно, что человек, которому было видение, не был причастен к истории города. Это «сіранник», приехавший не на строительство, а по высшему промыслу, не страдалец, не спецпереселенец. Однако его «зналилюди», и он вошел в духовнуюисториюКировска: Соб.: А место для храма? Оно не случайно? Инф.: А место тоже не случайно. Люди рассказывали, что было видение человеку, который сюда приехал молиться. По зову божьему он приехал сюда. Просто молиться. Не сослан он был. Ничего. И люди его знали. Вот. Этого человека. И он как-то шел, примерно, где старый вокзал. Оттуда он шел так и ему господь открыл, что на этомместе вот храм. Что будет здесь храм (Инф. 2). 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz