Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

Соб.: А вот тоже интересно, как такое возможно? Инф.: А это очень просто - ее никто не видел. Они ее не видели. Она и вошла, ее не видели. Она и сидела, ее не видели. Господь сокрыл. Вот она и сидит и ее никто не видит. Поэтому вот это реально. Это реально. Потому что ее Господь сокрыл. Даже и тот момент сокрыл, когда у нее не было ни денег, ни билета. Но даже в тот момент, когда она проходила в Кремль к Сталину. И там прошла мимо. Онарассказывала, потому что я разговаривала с дочерью ее, сАлександрой. И мама ей рассказывала, что она вот проходила, а эти стоят сружъями-то и не видели ее. Мимо прошла и все. И кто ее вел? не видимо? Она шла куда-то. Куда надо. Куда надо и пришла. Кто вел? (Инф. 2). Для информантов, рассказывающих об истории появления первого кировского храма, достоверность вышеописанного события не имеет существенного значения: «Галина Сиротинская на вопрос о том, существуют ли документальные подтверждения встречи Марии Лапицкой со Сталиным, ответила: “Ну, это же легенда... А документов мы и не искали”» [Рыжов, 2005: 3]. Нередко в рассказах об основании города Кировска главным действующим лицом является группа людей, символически представленная одним персонажем, или единолично данный персонаж, который приобретает демиургические характеристики: Город... он в двадцать девятом году начал строиться. И строился он питерцами. Здесь в основном вся интеллигенция была с Питера. Тот же академик Ферсман (Инф. 5). Создание города в исключительных условиях Кольского Севера - подвиг геологов-первопроходцев, деятельность которых воплощает фигура академика А.Е.Ферсмана [Пация, Разумова, 2006; Разумова, 2009: 14]. Особый интерес представляет переплетение сюжета, связанного со строительством храма, и мифологии «нового советского полярного города», которые сходятся на фигуре академика А.Е.Ферсмана: Соб.: А вы могли бы рассказать об истории появления первого храма в Кировске? Инф.: Ну. Так просто не расскажешь... А вы, кстати, знаете, что сам Ферсман писал Сталину с просьбой разрешить строить православный храм здесь? Нет? Да, да, писал (Инф. 6). Ферсман является знаковым лицом, своего рода культурным героем Кольского Севера [Разумова, 2009]. Нам удалось записать рассказы о нем не только как об ученом, но и как о православном человеке: ...Академик Ферсман был председателем православной общины в Питере и больше всего этим гордился, больше чем званием академика. Я читал его личную автобиографию. Она очень уникальна (Инф. 5). Ну, у него секретаремработала монахиня, она была сестрой священника, который храмрасписывал... Очень даже может и имел отношение. Ведь их везде гнали, и никто не брал никуда. А он взял (Инф. 2). По нашему предположению, Ферсман оказался той фигурой, которая примиряет два идеологически противоположных сюжета региональной истории: мученической доли репрессированных, стараниями которых был построен Кировск, и создания цивилизации на неосвоенной территории. Так или иначе, 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz